четверг, 21 июля 2011 г.

Вебинар-послесловие

Сегодня, через 1.5 месяца после завершения одного из курсов, состоялся компактный вебинар-последействие.

В вебинаре участвовали:
- представитель организации-донора,
- руководитель организации-заказчика,
- менеджер проекта со стороны  организации-заказчика,
- менеджер проекта со стороны НЭО,
- лучший тьютор курса,
- две лучших ученицы на курсе.






Облачные ощущения

С благодарностью и удовольствием публикую материал Елены Дивногорцевой (который автор отнес к жанру "заметки") об использовании облачных технологий в вузовском обучении (МВА).


Елена  Дивногорцева
Май 2004г. Руководство института МИРБИС поставило задачу организации группового (!!!) общения (!!!) слушателей модульного формата программы МВА (около 200 чел.) с преподавателями, администрацией и друг с другом в период между  учебными модулями. Задача создания формата дистанционного обучения не ставилась ни тогда, ни сейчас. В МИРБИСе технологии изначально использовались для поддержки образовательного процесса с целью повышения его эффективности, что ныне определяется как Smart education.
Клиенты: слушатели программы МВА - очень требовательные и продвинутые клиенты, которые не прощают образовательному учреждению не только какой-либо отсталости, но даже простой непродвинутости.
Что было принято в тот период времени продвинутыми образовательными учреждениями в части удаленного взаимодействия с учащимися:
·                    использование оболочек -тогда говорили: «СДО»-наиболее известен тогда «Прометей»;
·                    электронная почта.
При этом достаточно часто наблюдались сбои в работе и того и другого, что совершенно недопустимо при работе со слушателями программ МВА, которые ОЧЕНЬ отрицательно относятся к малейшей нечёткости в организации обучения. Сбой в работе какой-либо системы обучения слушателей программ МВА равносилен потере клиентов на ближайшее будущее (проголосуют ногами/деньгами).

Что было в это время в интернете:
·                    уже появлялись первые соц. сети в англоязычном инете;
·                    русскоязычный инет уже общался в форумах и чатах.

Еще не было таких терминов как: Web 2.0, blended learning, социальные сети в интернете.

Составив табличку возможностей СДО, предлагаемых в то время на рынке, мы увидели, что бесперебойное (!!!) общение (!!!) неограниченного (!!!) количества участников учебного процесса нам может обеспечить только http://www.virtualuniversity.ru , причем на основе аутсорсинга. Для МИРБИСа аутсорсинг уже не являлся диковинкой в отличие от большинства вузов, которые по старой советской привычке предпочитали иметь своё, чем пользоваться услугами.
А когда появился термин cloud computing, мы поняли, что с 1 октября 2004г. в облаках построили высокоинтеллектуальную закрытую социальную сеть специального (учебного) назначения, дополнив её сервисами тестирования и размещения контента. Сейчас ею пользуются более 3 тыс. наших учащихся программ МВА, высшего образования и корпоративных программ.
Облачные ощущения:
·                    никаких тех. проблем изначально и по сей день - занимаемся только учебным процессом;
·                    где-то в дата центре (мы даже не знаем где) стоят дублирующие сервера, которые нас обслуживают (когда очередное железо сгорает и его меняют на новое, мы про это даже не знаем);
·                    круглосуточная тех. поддержка (как «двое из ларца») «живет» в специальном форуме тех. поддержки: там мы даем им задания, и они отчитываются об исполнении-таким образом, сейчас мы имеем в разы более совершенную систему под наши постоянно усложняющиеся задачи, чем в октябре 2004 г;
·                    ежемесячная оплата услуг по количеству используемых в данном месяце паролей, сопоставимая с оплатой труда группы высококвалифицированных ИТ-специалистов, поддерживающих круглосуточное и круглогодичное функционирование системы и ее доработку (при этом следует учесть, что управляться со своим персоналом всегда труднее, чем с целой организацией по договору).

Для того, чтобы жить долго и счастливо на облаках надо тщательно:
·                    выбрать поставщика услуг и далее отслеживать появление на рынке новых и более выгодных-так поставщик всегда в тонусе;
·                    прописать в договоре обязанности сторон, санкции за их нарушение и свято их соблюдать.

Следует иметь ввиду, что облачные технологии решают пока, в основном, технические проблемы обучающего учреждения. НО для клиентов корпоративных программ обучения МИРБИСа это облако не только техническое, но и образовательное, т.к. заказчик, прописав в договоре с МИРБСом задачи своего корпоративного обучения, не заботится и об организации учебного процесса: МИРБИС его организует на принятом у нас уровне качества.

Образовательным учреждениям не следует питать иллюзий, что cloud computing способен решить проблемы менеджмента, в том числе работы с кадрами, которыми эти учреждения обрастали десятилетиями.
 

Дивногорцева Елена
(директор центра дистанционных образовательных технологий Института МИРБИС)
21.07.2011

понедельник, 18 июля 2011 г.

Mindmap as Make-up

Забавный случай наблюдал давеча на одном из тренингов по проектированию образовательных продуктов. Тренер рассказывал про одну из процедур проектирования, среди этапов которого выступал майндмепинг. 
Разумеется, затем наступил этап отработки приобретенных участниками знаний. Он состоял в создании участниками моделей собственных продуктов на основе предложенного тренером подхода.
 

Одна из участниц  (представьте себе, совсем жгучая брюнетка с математическим образованием, а никакая тебе не «блондинка», более того, в миру занимающая вполне солидную должность в образовательной иерархии своего учреждения) защищала свой проект. Она вывесила на суд участников   схему реализации своего продукта, одним из шагов которой была таинственная позиция под названием  Make-up.  

Тренер поинтересовался, что означает эта позиция.
- Ну как «что», вы сами только про это говорили. В центре глазок, от него расходятся лучики-лепестки. Ну, похоже на ромашку, только лепестки на длинных хвостиках, как головастики.
 

Долго недоумевал тренер, что бы это значило, пока с помощью одного из коллег (тренинг проводился тремя тренерами одновремено) через несколько минут было выявлено, что под Make-up  имелась в виду Mindmap.
 

Воистину знаменательная оговорка. Не зря один из апологетов Mindmaps в электронном обучении  А. Дюсьмикеев приписывает этому замечательному инструменту априорное   свойство харизматичности.  Однако даже его компетентости  не хватило, чтобы обнаружить и обнародовать еще одно потрясающее свойство ментальных карт – функцию make-up. 

Используйте Mindmap по назначению, как средство  Make-up для электронного обучения.