вторник, 29 мая 2012 г.

Школа еLearning. Летняя, очередная...

Как обычно, портал  www.e-learning.by отмечает свой день рождения Летними школами еLearning (проводятся еще и Зимние, как Олимпиады, но чаще раза в 4 года :).

На этот раз Школа (уже 5-я, традиционно международная) пройдет в Минске).
Подробности и программа на страничке Школы

вторник, 22 мая 2012 г.

Электронный курс и его предмет

Электронный курс - это минимальное целостное в смысловом отношении интерактивное средство обучения, управляющее процессом учения.

Учебные предметы (дисциплины) состоят из ряда курсов. Электронные курсы, как правило, рассматривают лишь часть учебной дисциплины (предмета), этап ее изучения.
Чем более коротким и менее объемным по содержанию будет такой этап, тем более высокую результативность учения е-курс сможет обеспечить.

В отличие от академической традиции хорошо спроектированный е-курс имеет единственный предмет обучения.
Благодаря этому обеспечивается:

  • Концентрация внимания разработчиков и аудитории на относительно небольшом фрагменте содержания.
  • Четкое определение границ того, что будет изучаться и, следовательно, четкое понимание участниками обучения (включая преподающих) того, чему учиться и чему учить(ат).
  • Возможность модульной организации учебного процесса.
В отличие от традиционного очного обучения к структурированию и дифференциации учебного материала в электронном предъявляются более жесткие требования. Это продиктовано, в частности, спецификой восприятия информации с монитора, определенной мозаичностью и поверхностностью усвоения данных. По монитору взгляд скользить иначе, чем по книге, иначе расставляются и смысловые акценты в ходе обработки данных с экрана.


Хороший наставник не требует от ученика освоения нескольких вещей одним махом, а значит, не ставит его перед необходимостью одновременно решать несколько задач. Хороший наставник понимает, что теоретические сведения и практические действия одновременно мозг и переваривать и воспроизводить не может. Если мы хотим делегировать е-курсу наставническую функцию, то на конкретном этапе обучения перед аудиторией следует ставить лишь один предмет изучения, требовать одновременного выполнения одного ряда процедур, а ни нескольких сразу.

Благое намерение традиционного обучения к трансляции фундаментального знания, к обниманию трудно объятного, увы, имеет своим продолжением стремление перенасытить голову учащихся таким количеством данных, что они в конце концов становятся тормозом для познавательной и(или) практической деятельности. Электронный курс должен обеспечивать аудитории комфортные условия для усвоения знаний, где теория и практика, знание и действие сосуществуют в гармонии. Однопредметность, а не многопредметность е-курса - одно из средств создания таких условий.

Не менее благое намерение корпоративной подготовки работников добиться многого малыми затратами ведет к "полупредметности" обучения. От предмета отрывается его часть, всей проблематики учащийся не видит, в результате совершает ошибки и порождает новые проблемы уже на производстве.

понедельник, 21 мая 2012 г.

Как обрабатывается запрос на курс

Работа на обучающе-консалтинговых сессиях, в процессе которых их участники проектируют собственные электронные курсы, начинается с процедуры обработки запроса на курс.
Слушателям предлагается алгоритм, следование шагам которого позволяет достаточно четко (пусть и далеко  не сразу) определить: что же, собственно, явится предметом изучения в будущем е-курсе.

Обычно это работа вызывает определенные трудности у аудитории и проводится в несколько итераций. Изменения вносятся слушателем после рецензирования работы тьюторами и(или) обсуждения с коллегами, а также в результате изучения работ других участников, что является особенно ценным.
При этом содержание шагов существенно, а то и радикально меняется.

Например, так идет работа по определению предмета обучения в курсе "Управление проектами":

Итерация 1:

Обычно после рецензирования тьютором и обсуждения с соучениками 

Итерация 2:

Вовсе не обязательно, что 2-я итерация станет последней. В норме работа завершается после достижения оптимального результата.
Порой слушателям и с первого раза удается достичь хорошего результата, например:
Стиль, орфография и пунктуация оригиналов сохранены.



понедельник, 14 мая 2012 г.

e-Learning: что конь, а что телега?

Пример "блестящей" формулировки запроса на электронный курс привел один из участников идущей сейчас дистанционно-консалтинговой сессии по разработке е-курсов:
"Дистанционный курс необходим для создания условий для внедрения нового федерального образовательного стандарта". Поистине образчик  "академического" мышления :(

Где лошадь, где телега? Что причина/условие чего: ФГОС курса, или курс ФГОСа?
Что-то с логикой моей стало ... :(

суббота, 12 мая 2012 г.

Из опыта дистанционного обучения авторов электронных курсов

1. Дистанционное, а также смешанное обучение авторов и сценаристов электронных курсов Группа НЭО неформальное объединение специалистов в сфере e-Learning осуществляет уже более 3-х лет. За это время обучение прошли более 80 человек, преимущественно представители компаний, вузов, некоммерческих общественных организаций. Приятной неожиданностью при наборе и формировании учебных групп стало то, что среди слушателей оказалось довольно много руководителей учебных подразделений организаций реального и финансового секторов экономики, факультетов и кафедр вузов, а также представителей штабных подразделений компаний, прежде всего аналитических отделов. Видимо, это является свидетельством заинтересованности их руководства в осуществлении ДО для обучения и развития сотрудников, а также встраивания ДО в процессы управления знаниями и даже с целью формирования самообучающейся организации.

Читать весь материал

пятница, 11 мая 2012 г.

Почему игры не учат, а изображения мешают учиться

Изредка создатели так называемых обучающих игр, сторонники осюжетивания финансовых потоков и физических явлений, обильного иллюстрировования и даже визуализации всего и вся, включая принципиально не изображаемое визуально, признаются, что богатая образно-изобразительная "орнаментика" учебного процесса не только не стоит затраченных средств, но скорее мешает, чем помогает успешному усвоению знаний (см. об этом).  Ладно, если это украшательство идет на благородное дело увеличения бюджета на разработку. Это можно понять и уважать. А если чем выше бюджет, тем меньше обучения? Почему так происходит?

Попытаюсь ответить в картинках (точнее, в скриншотах презентации одного из своих тренингов):












 Использовались скриншоты слайдов курсов и иллюстрации компаний "ПремиумКонсалтинг", "Росгосстрах", "Колорис", "Вебсофт"

воскресенье, 6 мая 2012 г.

«Онлайн академия» для подготовки врачей


Вдохновившись виртуальными занятиями  Салмана Хана, два профессора Стендфордского университета - Чарльз Пробер (Prober) и Чип Хез (Heath) предложили отменить традиционные лекции в медицинских вузах.

Весь материал, который обычно дается студентам в стенах аудиторий, предлагается записать в формате 10-15-минутных видеороликов (студенты могут их многократно просматривать), после усвоения содержания которых студенты приступают к проверочным заданиям.
Выигранное время используется для интерактивного обсуждения изученного, в ходе которого обязательны разборы примеров из практики.
«В этом году базовый курс биохимии в Медицинской школе Стэнфордского университета был реорганизован в соответствии с данной программой. Посещаемость занятий выросла с 30 до 80 процентов, хотя присутствие на них сделали необязательным».
Источник

Любопытно, с чем именно связан такой рост посещаемости? С новизной формата? С качеством «контента»? С большим удобством при изучении нового? Не пойдет ли «процент посещаемости» вниз, когда подобная форма работы станет постоянной и … рутинной.

среда, 2 мая 2012 г.

Результат труда разрабочиков е-курсов

Результатом труда коллектива разработчиков электронных курсов является
  1. выполнение ими служебных обязанностей
  2. электронный курс
  3. обеспечение процесса электронного обучения
  4. должный уровень обученности аудитории
  5. экономическая выгода
Какой из вариантов ответа верен?