суббота, 30 июня 2012 г.

Три слайда из одного курса

Продолжаю реагировать на просьбы коллег, просивших предъявить примеры разработанных мной и/или участниками Группы НЭО курсов.

Привожу скриншты 3-х фрагментов слайдов из курса "Менеджмент в стиле коучинг", сценарий и контент которого разрабатывал.
Они касаются элемента структуры курса (учебного события) "Применение изученного на практике".
№ 1. Условие задания реализовано так:
 
№ 2. Варианты ответа (по сюжету подчиненный (справа) пришел за решением проблемы к непосредственному руководителю (при галстуке)

Никакой теоретической натаски непосредственно на это упражнение, никаких аналогичных разобранных примеров для аудитории  не было. Речь выше упражнения шла о сугубо концептуальном (теоретическом) изложении различий между директивным и недирективным менеджментом, авторитарным и "коучинговым" стилями управления. Таким образом, учащемуся приходится задействовать свои аналитические способности, а не действовать шаблонно, по зазубренному.

№ 3. Обратная связь (на крайний слева вариант ответа).

Здесь трудно говорить об абсолютно верных и неверных выборах ответа, скорее, о более и менее оптимальных. Тем не менее в обратной связи  в реакции на каждый не самый удачный выбор ненавязчиво объясняется причина, почему он неоптимален.



PS.  Курс разрабатывался по заказу компании DHL. Физическую реализацию курса осуществляла компания "ГиперМетод IBS".

пятница, 29 июня 2012 г.

Вебинар "Обучение по целям" (запись)


Очень живо прошел сегодня вебинар "Обучение по целям".
Несмотря на сложность материала и дефицит времени, присутствие на мероприятии сторонников различных точек зрения, похоже, всем удалось услышать друг друга и, возможно, даже и понять.
Спасибо всем коллегам-участникам. Особое спасибо активистам чата.


Смотреть запись вебинара

Ну, и обсудить услышанное-увиденное можно в комментариях.

четверг, 28 июня 2012 г.

Открытое письмо коллегам о сессии по разработке е-курсов

Время от времени к нам поступают вопросы от специалистов, интересующихся обучающе-консалтинговой дистанционной сессией "Проектирование электронного курса с желаемым результатом".
Наиболее типичный и частый хорошо выразительно сформулировала  одна из коллег, Ольга Е-на:
Я посмотрела программу консалтинговой сессии. А вузовский сектор будет представлен? Или Вы все-таки больше на корпоративный ориентируетесь.
Хотя, я думаю, впишусь в программу с нашими модулями по повышению квалификации преподавателей. Преподаватели – это ведь корпорация? :)

Друзья! 
  1. Эта сессия реализуется в рамах традиционного пед.дизайна
  2. Педагогический дизайн не делит обучение на академическое и корпоративное.
  3. Определив тему, предмет и цели конкретного курса, особенности целевой аудитории,  содержание предметной области, которые актуальны для конкретного участника, можно создавать курс, будь то вуз или компания, или учреждение повышения квалификации.
Из п. 3 очевидно,  что в вузах и компаниях эти вещи (предмет, цель, содержание и др.) будут разниться. А вот процессы их определения, а также создания контента и там, и там аналогичны. 
Разница лишь в степени (мере) представленности знаний разного типа (теоретического, процедурного, прагматического (ситуативного, кейсы) и др.), степени мультимедийности, особенностях интерактивности, организации траектории обучения, специфике контроля и др. Кроме того, также нужно учитывать баланс очной и дистанционной составляющей в обучении.
Принципиальных же различий в процессах разработки и методах достижения учебного результата в рамках сессии для академического и производственного не существует.

среда, 27 июня 2012 г.

О делах членов Группы НЭО (1)

Коллективный участник группы НЭО - Белорусская ассоциация Клубов ЮНЕСКО - стала  частью Сети "Телецентры Европы".

Поздравляем коллег и желаем дальнейших успехов и перманентного развития.
 Так держать!

вторник, 26 июня 2012 г.

От воспроизводства компетенций к совершенствованию компании

Группа НЭО приглашает на вебинар Андрея Мирошниченко "Корпоративное обучение - от воспроизводства компетенций персонала к непрерывному совершенствованию компании".

Записаться

Еще есть места на вебинар "Обучение по целям"

понедельник, 25 июня 2012 г.

Пространство и время в ДО: "конвейерное" и независимое обучение

Дистанционное обучение позволяет преодолевать пространственные и пространственно-временные "барьеры" в образовании.

С пространством вроде бы все ясно: учебное учреждение (преподаватель) и учащийся  находятся вдали друг от друга и общаются посредством разного рода средств коммуникации.
При этом сроки и темп обучения могут быть жестко определены. Преподавание (пере-по-дача) новых знаний и учение совпадает или близки во времени. Управляются курсом или тьютором. Вполне себе массовый и индустриальный подход, который мы сейчас наблюдаем. Отличие от очки, по сути лишь в дистанционности и опосредованности контактов. От этого конвейерность обучения конвейреностью и остается: даже если этот конвейер адаптивный, ветвящийся, на планшетах или на смартфонах.

Автор концепции "независимого учения" Ч.Ведемейер, дабы преодолеть ограничения конвейрного обучения, предлагал разделить обучение и учение, учение и преподавание. Для этого следует 
  • возлагать больше ответственности на самого учащегося;
  • освободить преподавателей от попечительских функций;
  • предоставить студентам и взрослым учащимся более широкий выбор учебных курсов, форм и методов их изучения;
  • позволять учащимся начинать изучение материала в удобное для них время, ускорять, прерывать или замедлять учение, т.е. изучать материал в темпе, который ему комфортен.
Ведемейер считал, что единственный путь для преодоления "пространственно-временного" барьера в образовании - это отделение учения от преподавания в условиях дистанционного обучения. Для этого необходимы отдельное планирование и организация преподавания  и обучения, отношение к ним, как к самостоятельным видам деятельности.
При этом сам учащийся несет ответственность за свои успехи и свободен в выборе сроков и темпов работы.
А от себя добавлю, что попечительскую функцию управления учением (в смысле изменений в мышлении и поведении аудитории) может взять на себя электронное средство обучения. Тогда ДО и станет в полном смысле электронным.

Вот такое постиндустриальное понимание ДО.

    ИКТ компетенции педагогов по-ЮНЕСКОвски


    Кто интересуется этим вопросом, пройдите по ссылке.
    Документ (версия 2011 года)
    Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО
    доступен по-русски и по-английски.

    Также на этом сайте есть еще много интересного по тематике еЛ


    суббота, 23 июня 2012 г.

    Майнд-меп вебинара

    Денис Якорев сделал весьма интересную и непростую работу: по материалам вебинара "Структура е-курса и учебные события в нем" составил интеллект-карту.
    Совершенно адекватную и полную.
    Спасибо, Денис.




    Насколько полно должны учить е-курсы?

    На заре своей преподавательской деятельности попал на какие-то курсы по педагогическим технологиям и тогда впервые услышал имя Б.Блума. Не в контексте педагогического дизайна, а как одного из проводников идеи обучающих технологий, а именно, технологии полного усвоения знаний.

    Важнейшая черта этой технологии состоит в том, что она строится на определении результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися (а не оттарабаниванием лекций,  разработкой учебника или электронного обучающего средства, а там хоть трава не расти).

    Реальность такова, что один и тот же материал, один и тот же электронный курс разные учащиеся осваивают с разными результатами.
    Понятно, мы можем успокоить себя тем, что у учеников разные способности и на этом считать свою миссию выполненной: мы свое дело сделали и курс создали. Чего еще от нас надоть?

    Однако можно взглянуть на проблему и с иной стороны:
    А если разброс в степени обученности разных учеников объясняется не разницей их способностей, а нашей неспособностью (или нереализованной способностью) -  элементарным неумением - организовать обучение в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения.

    Но и эти "теоретические" вопросы - полная ерунда.
    Нам нужно полное усвоение фиксированного (необходимого и достаточного) набора знаний от нашего персонала или наших студентов. Да или нет?

    Оглядываюсь окрест себя и вижу: не сильно нужно :(
      

    среда, 20 июня 2012 г.

    Пример обучающего продукта

    Время от времени коллеги интересуются и просят выложить образчики курсов, в разработке которых я принимал участие. В силу ряда понятных ограничений не могу этого сделать. Тем не менее, по мере возможностей, постараюсь компенсировать этот пробел, в том числе через ссылки на ресурсы правообладателей. Иногда с темно-фиолетовыми комментариями.

    Участие вашего покорного слуги состояло в разработке концепции, математической модели и   алгоритмики (в продукте довольно много математики), рабочего (послайдового) сценария, а также в уменьшении себестоимости курса для обеспечения рентабельности разработки в несколько сотен процентов. Громкое название жанра продукта выше - творчество пиарщиков, видимо. В основу продукта положены просто игровое (до 3/4 объема) и эвристическое (на 1/4 примерно) решения.

    Курс создан для сотрудников Центра Поддержки Клиентов – около 2000 человек по всей России, – которые консультируют людей по телефону.
     Собственно, данный продукт - это не курс в чистом виде и даже вовсе не курс, а психологический тренинг со встроенными эвристиками  (человеко-машинными диалоговыми генераторами идей). До сих пор не могу понять, зачем заказчику понадобился такой продукт для операторов колл-центра, а не для топов и(или) штабных специалистов. Тогда бы и эвристики под топов писались, а не под спецов нижнего звена.

     Цель курса – сформировать у работников ЦПК установку на выдвижение и реализацию творческих идей в контексте их трудовой деятельности.
     Увы, цель курса зафиксирована здесь не точно. Следует читать: инициация минимум одной креативной идеи, полезной для компании, и ее обоснование


     Тема креативности раскрывается в курсе опосредованно, через работу с таким феноменом как уверенность в себе: неуверенный в себе или самоуверенный человек не способен эффективно управлять своим творческим потенциалом в социально приемлемых формах.
     Курс содержит механизм генерации новых идей и их хранилище.
    Проект строится на повседневных жизненных ситуациях, подталкивающих к рождению творчества.
     \Какая прелесть: "подталкивающих к рождению творчества". Люблю рекламистов/пиарщиков за их язык.
    В реале: в основу концепции этого продукта была заложена аксиома: любой человек способен к творчеству по определению. Была бы другая аксиома - были бы другая концепция, другая математика, был бы совсем другой продукт :)\
    В игре пробуждается творческая активность и направляется в русло развития компании. Виртуальный герой совершает привычные поступки,
    •          усваивая нормы ответственного поведения,
    •          развивая свои творческие способности,
    •          выдвигая инициативы.
    При этом закрепляются оптимальные формы поведения и бессознательно переносятся в реальную жизнь.
     Технологии Flash и 3D
    /Насчет 3D - немножко PR-лукавства. Отчасти благодаря "специфическому" 3D рентабельность разработки курса было огромной/
    Срок разработки – 6 месяцев
    Добавлю также:
    Курс создавался в парадигме антипедагогики (одно из психоаналитических педагогических направлений).

     Скриншот фрагмента "Паспорта идеи" - инструмента для фиксации и обоснования идей:

    пятница, 15 июня 2012 г.

    Начальники и подчиненные - за одной виртуальной "партой"

    Как и большинство тренеров, страшно не люблю присутствия на одном мероприятии начальника и его подчиненных. Более того, методология проведения тренингов такого соприсутствия не приветствует, а в ряде случаев и прямо не рекомендует.

    Был в моей практике случай, когда на одном из тренингов (по тематике еL) для потенциальных тренеров и разработчиков e-курсов вместе с собранными из разных мест слушателями  присутствовали и сособственники, и топ, и его заместитель. Мало того, что мероприятие едва не переросло в вечер ответов и вопросов (к топам), так и участники сами рот по теме тренинга открыть стеснялись, а высокие начальники (люди суперкреативные и харизматичные) столь активно включились в процесс, что и открыть-то его не сильно давали.

    Не сложно догадаться,  какие чувства я испытывал, когда на обучающе-консалтинговые дистанционные  сессии (читать о них) стали одновременно приходить начальники и их подчиненные. К счастью, действительность опровергла упомянутый выше стереотип. По крайней мере, относительно дистанционных сессий. Активность и продуктивность подчиненных в формате сессий, напротив возросла. Разумеется, не без влияния руководителей.

    Столь благостные эффекты реализовывались пока в 3-х формах:
    1. Руководитель сам наравне со своими подчиненными работает в сессии и создает параллельно с ними собственный курс (2 случая).
    2. Руководитель (по договоренности с организаторами сессии) выступает в качестве соведущего (сотьютора) сессии. Очень полезный формат, так как руководитель глубоко владеет предметной областью, положением дел в своей компании, чего о ведущем (педагогическом дизайнере)  в большинстве ситуаций сказать нельзя (3 случая).
    3. Руководитель (методолог, аналитик компании, уполномоченный руководить разработчиками е-курсов) участвует в сессии относительно пассивно (присутствует и работает на вебинарах, изучает контент сессии) и при этом контролирует:
    • как его подопечные осваивают ее содержание (приобретают новые знания и умения),
    • как они проектируют и нарабатывают контент актуальных для компании курсов с помощью обретаемых на сессии знаний и умений (1 случай).
    Да, реальность куда богаче и разнообразнее наших представлений о ней. Кто знает, какие еще формы и процессы полезного взаимодействия начальник-подчиненные предложит естественное развитие событий?

    Запись вебинара "Структура е-курса и учебные события в нем"

    Выкладываю запись вебинара "Структура е-курса и учебные события в нем".
    Смотреть.


    Спасибо всем участникам за внимание и активную и действенную заинтересованность.
    Буду благодарен за обратную связь и предложения по совершенствованию вебинаров. 

    Очередной вебинар "Обучение по целям" скоро.

    четверг, 14 июня 2012 г.

    Когда с научением/обучением туго...

    "Вы не видите отличий? А что Вы сделали для того чтобы различия зафиксировать? Проблема с научением начинается тогда, когда вместо чего-то нового научающийся видит только свои сложившиеся стереотипы." с, Андрей Мирошниченко

    вторник, 12 июня 2012 г.

    Что должен знать заказчик (топ-менеджер) о e-learning (5)

    Заказчик, объявляющий тендер на разработку электронного курса должен знать:
    что типовое (срисованное под копирку с предыдущего) тендерное предложение, как правило, формулируется в терминах, не позволяющих разработчику с достаточной степенью определенности понять, а про что, собственно, тендерное предложение, что за продукт за тендерным предложением тщательно "скрывается".

    Типичная реакция разработчика (компании-разработчика) на типичное тендерное предложение:
    Как, простите меня, я могу написать концепцию курса, если у меня есть только название тем, которые там будут. Да и то в весьма общей форме - введение, теория, основы, заключение и тому подобное? Предположим я придумаю некую идею, что подобный материал можно представить так-то и так-то. Но как написать методические подходы? Подходы к чему? К изучению некого материала? Который будет изучать неизвествная нам целевая аудитория? В ситуации, о которой нам ничего не известно?
    Что мы предложим в проверке знаний и в тестировании? Какие тут могут быть подходы, если не понятно к чему подходить? Источник

    Уважаемые заказчики электронных курсов (в частности) и еL (вообще)!
    Вы покупаете не товары, сырье, материалы, комплектующие, оборудование и даже не услуги в полном смысле слова. Вы заказываете процесс, системообразующим ядром которого является е-курс. Процесс изменения имеющегося сейчас поведения работников на более уместное и оптимальное организационное поведение (академическое образование - процесс формирования готовности к такому поведению). 
    Не стоит ли подумать в этой связи о выработке специфических формата и содержания тендерного задания на столь специфический предмет сделки, как электронный курс?  

    суббота, 9 июня 2012 г.

    О сущности "америкосского" образования


    Цитата, очень похожая на сеанс саморазоблачения, из уст простого американского педагога: 

    "Мы живем в сюрреалистическое время. Научный школьный истэблишмент продолжает вынашивать планы дальнейшей централизации системы образования путем введения государственных стандартов, государственной программы и улучшенного государственного стандартного тестирования. Отовсюду слышатся голоса, обещающие всякие волшебные решения школьной проблемы. Надежды возлагаются либо на повсеместное внедрение техники, либо на новые формы дошкольного обучения, либо на чудодейственный эффект информационных технологий. После полутора столетий безуспешных поисков решения никто, похоже, ни на минуту не сомневается, что такое решение имеется. Одно решение. Единственно правильное."
     Гатто Дж. Фабрика марионеток. – М.: Генезис, 2006

     Нет, нам с таким образованием не по пути. Мы пойдем своим путем.

    Обучение по целям

    Приглашаем на вебинар "Обучение по целям"

    Рассматриваемые вопросы:

    - Контент, слайды или события учебного процесса?
    - Цели курса и... цели слайда?
    - Таксономия (иерархия) целей учебных заданий
    - Какие цели для каких компетенций нужны?

    Записаться
    Мероприятие бесплатное.

    четверг, 7 июня 2012 г.

    E-learning как диверсия


    На написание этой заметки сподвигла статья Андрея Мирошниченко«Тренинг как диверсия».
    И не только она, но и работа со специалистами корпоративных университетов (центров), которое все чаще обращают внимание не только на то, как обучить персонал тому или иному, но и как
    1. выявить неконструктивные обстоятельства, которые вызвали потребность в повышении обученности и компетенций персонала;
    2. предупредить негативные последствия от самого обучения (например, уход обученного сотрудника к конкурентам, утечку корпоративных ноу-хау, которые формализуются и выкладываются в курсах и т.п., низкую мотивацию работников к обучению).
    Эффективность, да и самая целесообразность существования электронного обучения, подвергается сомнению. (Увы, небезосновательно зачастую.) Многие умы прилагают массу усилий, чтобы развеять эти сомнения, думают, как минимизировать разной генетической природы нежелательные эффекты, сопровождающие еЛ и … порождаемые им же
    В таких ситуациях диверсионный анализ просто «просится» быть употребленным.

    Внешне процедура диверсионного анализа проста: вместо того, чтобы размышлять, к примеру, как создать эффективный электронный курс, задача инвертируется, меняется на противоположную: как сделать дорогой и нерезультативный с образовательной точки зрения продукт. В итоге либо решаются, либо предсказываются возможные проблемы создания и эксплуатации е-курсов.
    Парадокс в том, что ориентируясь сугубо на положительный результаты, мы невольно сужаем поле своего зрения, упуская, невольно «закрывая глаза» на массу факторов: предсказуемых и стихийных, закономерных и случайных, - способных дискредитировать, а то и привести к противоположному результату наши добрые намерения.

    Пример:
    Поинтересовался как-то в одной компании (десятки тысяч человеко-курсов в год): «Что нужно изменить в продуктовых курсах, чтобы вы с ними с большей охотой работали?». Доминирующий ответ пользователей  был таков: "Уберите из курсов анимацию и бессмысленные картинки. Мешают учиться!". 
    Довольно неожиданный результат для сторонников визуального мышления

    Данный пример иллюстрирует одну важную особенность диверсионного анализа. Он способен помочь в различении желаемого и действительного. Очень многие мнения и суждения, доминирующие в среде e-learning’цев (важность наглядности, иллюстративного оживляжа, как в примере) оказываются не более чем иллюзиями, испеченными на еL кухне для еL-едоков и весьма далекими от реальности. Стереотипы мышления (это же само собой … игры – хорошо, инфографика и карты разума – верх совершенства по определению и т.п.) мешают предвидеть и видеть процессы и механизмы, живущие сами по себе, объективные, те есть существующие за пределами поля зрения своих носителей.

    Диверсионный анализ, осуществляемый при проектировании как 
    1) самих курсов, так и 
    2) процессов их эксплуатации и 
    3) применения аудиторией изученного, 
    думается, мог бы стать одним из элементов процесса педагогического проектирования электронных средств обучения и самого его процесса.

    Не пора ли подумать о разработке специфических методов и приемов диверсионного анализа применительно к процессам электронного обучения? И не только корпоративного, но и академического, а также в системе повышения квалификации и переподготовки.

    вторник, 5 июня 2012 г.

    eL: авторитарное по форме / демократичное по содержанию

    Один из участников дистанционной сессии по изучению педагогического дизайна изложил цели и задачи разрабатываемого курса так:
    Цель
    Вы научитесь NNNNN (название трудового процесса),  согласно стандарту компании.
    Задачи
    1.            Вы сможете корректно использовать нужное для (название типа программного обеспечения)  ПО.
    2.            Вы научитесь корректно заполнять нужную (название) документацию. 
    3.            Вы сможете осуществлять  самопроверку и находить ошибки при NNNNN (название трудового процесса)

    Ох уж этот  псевдопазитифф. Вместо того чтобы предельно кратко и недвусмысленно сказать, что именно будет (должен) делать работник, изучив  курс, идут книксены с реверансами типа "вы научитесь", "вы сможете".  Ложно разумеемая  мотивация (будьте якобы конструктивны  и ученик-ориентированы, курсотворцы) как раз направляет аудиторию далеко не к тому (научитесь, сможете, будете знать, уметь, понимать да добро наживать), на что напрямую следует нацеливать учащегося:  делать то-то и то-то.
    Пришлось переубеждать коллегу следующими аргументами:


    Вообще, электронное обучение и само по своей природе и  в рамках традиции педдизайна чертовски авторитарно по форме. Но может быть очень демократично (когда нужно, и либерально) по содержанию.
    Демократично благодаря  широкой обратной связи (помощи и поддержке при неуспехах), тренировочным и закрепительным упражнениям и т.п. в должном количестве, так как направлено на такое управление учением, чтобы гарантировать достаточно высокий его результат на стороне пользователя. 

    понедельник, 4 июня 2012 г.

    Структура курса и учебные события в е-курсе

    Приглашаем на вебинар "Структура курса и учебные события в е-курсе".

    Содержание:
    • Курс как последовательность учебных событий
    • Элементы структуры курса
    • Какие события – таков и курс

    Дата / время:  15 июня в 10 утра по московскому времени.
    Вебинар открытый и бесплатный.

    ЗАПИСАТЬСЯ на вебинар


    суббота, 2 июня 2012 г.

    Тезисы о цели и задачах е-курса

     Фрагмент из электронного курса 
    по традиционному педагогическому дизайну

    Цели и задачи е-курса обязательно предъявляются аудитории. Четко, ясно, кратко и однозначно (недвусмысленно).
    Этот элемент структуры курса непременно присутствует в явном виде в контенте традиционного электронного курса.

    Благодаря цели и задачам учащиеся:
    • информируются о результатах обучения;
    • узнают, что от них требуется в итоге и в процессе обучения;
    • получают информацию об условиях (границах) того, где, когда, как, при каких условиях, основываясь на каких знаниях, нормах и т.п. они будут действовать, то есть применять и развивать изучаемое и изученное благодаря электронному курсу.
    Незнание, непонимание или потеря из виду цели и задач обучения пользователем ЭК ведет к его демотивации к учению. В силу этого аудитории рекомендуется о них систематически напоминать.