среда, 31 октября 2012 г.

Так педдизайн или компетентностный подход?

Только что завершился вебинар с "напугавшим" некоторых коллег названием: "Педагогический дизайн и/или компетентностный подход?" Сам вебинар прошел спокойно и без "травм" :).

Основная мысль вебинара:
хотите разобраться и работать в рамках компетентностного подхода - изучайте педагогический дизайн, -
поскольку генетически педагогическая (дидактическая, методическая) основа компетентностного подхода родилась и сформировалась в лоне Instructional Design:

Смотреть запись вебинара
Скачать запись
Презентация вебинара

вторник, 23 октября 2012 г.

Компетенция как (авторская) ответственность



В интересном и важном ракурсе коснулся  темы компетенций Андрей Мирошниченко.

Сначала Андрей обратил внимание, что понятие "компетенция" определенным образом коррелирует с категорией ответственности.  
"К сожалению, в дискуссиях о разработке модели компетенций, системах квалификаций и т.д. очень часто забывают, что вообще-то компетентность изначально означала в первую (очередь) ответственность …"

Затем коллега подчеркнул, что компетентностный подход акцентирует свое внимание не столько на знаниях, умениях и навыках человека и даже не на его способностях, сколько на поведении, на действиях, в которых они реализуются. 
На мой взгляд, если и соглашаться, что "компетенция есть способность", то со следующими оговорками и уточнениями: компетенция есть реализованные готовность и способность к выполнению той или иной деятельности. Быть способным еще не значит быть деятельным.
 
 Далее, говоря о компетентностном подходе, Андрей отмечает, что тот фиксирует не только способность
"человека осуществлять требуемую деятельность, но и нести за нее ответственность – понимать каким образом достигается нужный результат, понимать собственные границы и постоянно их расширять – это повышает ответственность сотрудников, их самоуправляемость и самообучаемость. Основная задача компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить человека УПРАВЛЯТЬ собственными знаниями, навыками и умениями, то есть уметь самообучаться и саморазвиваться. А рамкой, движущей силой в компетентности оказывается именно ответственность, которая приводит в действия все остальные элементы компетентности". 

Здесь  хотелось бы подчеркнуть еще одно характеристику феномена ответственности: реализованную возможность и способность человека выступать автономным инициатором, автором, субъектом своих действий, сознательно и добровольно выполнять стоящие перед ним задачи, осуществлять выбор из альтернатив  (см. ...
Не случайно же в наборе Кембриджских компетенций подчеркивается необходимость предложения человеком двух и более способов решения той или иной проблемы.

При этом ответственность работника – это вовсе не его лояльность компании или верноподданичество. Если человек, скрепя сердце и сжав зубы, вопреки своей воле (авторству поведения) выполняет свои функции (обязанности), предписанные ему свыше, он не может считаться ответственным субъектом своей деятельности. Если под ответственностью разуметь то, что зафиксировал в свое время Эрих Фромм: «Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть "ответственным" значит быть в состоянии и готовности отвечать». 

Соответствуют ли ФГОСы и корпоративные профили компетенций параметру ответственности?

понедельник, 22 октября 2012 г.

Проектирование электронного курса и визуальный контент


Компания "Верная линия" и Группа НЭО организовали, а Владимир Наумов провел тренинг на тему "Проектирование электронного курса и визуальный контент" в "УкрСиббанке" (Киев).

Запрос на мероприятие формулировался  так: "Нужна подготовка продвинутых разработчиков е-курсов с акцентом на визуализацию информации, правильное представление визуальных данных обучающимся и правила, которые обеспечивают позитивное восприятие контента, прежде всего визуального."

В целом мероприятие удалось и прошло живо:
Банковские e-learning'цы - люди улыбчивые и ироничные
В конце тренинга, по настоянию аудитории, участники стали "драконить" один из своих пилотных курсов в плане оптимизации ее визуального ряда и текстового контента на основе освоенного на тренинге:
Позитивная критика курса
Спасибо участникам тренинга за активную работу и коррективы, вносимые в тренинг по его ходу. Отдельная благодарность Ольге Мовчан на большую предтренинговую работу и точное определение тех дидактических вопросов, которые актуально решать.

четверг, 18 октября 2012 г.

Принцип взаимообучения взрослых

Время от времени на ресурсах илёнинцев возникают обсуждения касательно использования блогов, форумов и даже wiki.

В академическом секторе этот вопрос решается тихо по умолчанию: преподаватели обычно продолжают общение со студентами (или лицами, повышающими квалификацию в соответствующих учреждениях). Сложнее в компаниях, когда тысячи, десятки и даже сотни тысяч человеко-курсов проводятся силами нескольких, иногда и одного-двух, человек. Поди отмодерируй блоги/форумы при таком количестве персонала.

Правда, мне известно 2 случая, когда такие форумы отлично работают и практически не модерируются (лишь периодически мониторятся). Реализуется это благодаря демократичности корпоративных культур в этих компаниях и тому, что их учебным и HR подразделениям удалось организовать процесс самостоятельного взаимообучения персонала:
Возникла у пользователя проблема или вопрос - он выносит их на форум с просьбой помочь разобраться и получает, как правило, весьма оперативные ответы (со временем надеюсь подробнее рассказать об этом опыте) .
Причем используются форумы, а не блоги, поскольку они удобнее для этого организованы и менее, нежели блоги, подходят для самопрезентации самовлюбленных уникумов.

Одним из правил игры на наших обучающе-консалтинговых сессий выступает принцип взаимного обучения ее участников.
Для этого участники должны быть разными. Нередко слышал от коллег мнения, что "разношерстная" аудитория - не лучший фактор для успешности учебного процесса. Не соглашусь!
В одной сессии осознанно объединяются опытные разработчики е-курсов (с десятками созданных продуктов), менее опытные (1-5 е-курсов в портфолио) и новички (их обычно большинство), представители вузов, учреждений повышения квалификации и корпоративных центров обучения. Начальники и подчиненные и даже заказчики и вендоры, выполняющие их заказы.
Стаж педагогической деятельности и eL-опыт также разный: на одной сессии могут быть люди с 2-3 месяцами и 2-3 десятилетиями стажа. Такое многообразие и выступает, как это ни парадоксально, системообразующим фактором взаимного обучения:
людям есть что сказать и что спросить друг у друга.

Приведу скриншот взаимообучающего общения (Обсуждается структура электронных курсов, которую участники сессии формируют применительно к своим продуктам в соответствии с требованиями педагогического дизайна):
 
Александр, молодой руководитель связанного с обучением работников подразделения производственной компании делится соображениями с очень квалифицированным преподавателем вуза (Маргаритой, доцент кафедры методики преподавании некого предмета), помимо немалого стажа имеющей и блестящую дидактическую подготовку.

Предпосылки обретения знания и опыта в ходе сессии таковы:
- участник создает собственный курс,
- участник видит,  как паралельно создаются еще 10-15 курсов его коллегами,
- результаты работы отлеживаются и комментируются тьютором, нередко многократно переделываются,
- результаты работы отслеживаются и комментируются соучениками,
- спорные вопросы снимаются в ходе дискуссионных обсуждений.

В итоге, создавая в ходе сессии собственный электронный курс, каждый из его участников имеет возможность соприсутствовать при и даже соучаствовать в создании еще 10-15 обучающих продуктов. Весьма разнообразных по целевому назначению и содержанию (см. ...).

 

вторник, 16 октября 2012 г.

Избавьте е-learning от методик очного обучения


Фрагмент общения во время заседания клуба "Эксперт" в ходе выставки ЭдуТек 2012.
Спасибо Светлане Павловой (на фото), что предоставила возможность донести мое credo касательно e-learning до коллег.
Смотреть видео


понедельник, 15 октября 2012 г.

Педагогический дизайн и/или компетентностный подход?

Приглашаем на вебинар, чтобы обсудить означенную в заголовке тему.

Здесь же можно обсудить, откритиковать, дополнить и расширить повестку вебинара:



  1. Есть ли общее между педагогическим дизайном и компетентностным подходом?
  2. Кто есть отец компетентностного подхода?
  3. Как сын стал внутренним органом отца?
  4. Кому выгодно не признавать отцовства педдизайна?
 Записаться на вебинар

воскресенье, 14 октября 2012 г.

Пример работы в ходе обучающе-консалтинговой сессии

Продолжаю выкладывать примеры (из) реализуемых  
Группой НЭО образовательных проектов

Привожу пример постановки домашнего задания, отчет по нему и скриншот фрагмента  форума по его выполнению в рамках идущей сейчас дистанционной обучающе-консалтинговой сессии.



Предыдущие примеры: 

суббота, 13 октября 2012 г.

Таксономия компетенций Кембриджа

Диагностика сформированности компетентности предполагает   выделение уровней в формировании компетентностей (компетенций).  Значения  Кембриджских уровней овладения компетенциями учащимися, состоят в следующем:
    Уровень 1.        Ученик в состоянии убедиться, что правильно понял предлагаемую ему проблему, и сделать два предложения по ее решению.
    Уровень 2.        Ученик должен показать, что в состоянии увидеть проблему, описать ее основные характеристики и предложить два способа ее решения.
    Уровень 3.        Ученик должен показать, что в состоянии изучить комплексную проблему и предложить три способа ее решения.
    Уровень 4.        Ученик должен построить стратегию использования компетенции  решения проблем и показать, что в состоянии создавать возможности для использования компетенции решения проблем и определять результаты, к которым он стремится (должен показать, какие возможности для развития компетенции решения проблем он видит при различных трудовых или учебных ситуациях, в которые он включен на протяжении, например, трех месяцев).
    Уровень 5.        Ученик должен показать, что он в состоянии управлять работой группы, т.е. занять лидирующую позицию, адаптируя стратегию при необходимости решать, по крайней мере, две комплексные проблемы, и достигнуть при этом необходимого качества результатов.

пятница, 12 октября 2012 г.

Продожаем работать в сфере подготовки специалистов таможенного дела

Было очень лестно получить приглашение и принять участие в расширенном заседании кафедры таможенных платежей и валютного контроля Российской таможенной академии.
Спасибо очаровательной зав.кафедрой Ольге Сокольниковой за приглашение, научный интерес к ДО и доброе человеческое общение.
Подробнее

четверг, 11 октября 2012 г.

Проблема мотивации на обучающе-консалтинговых сессиях

В продолжение дискуссии о мотивации к учению с Сергеем Колковым.

Провожу сейчас параллельно две дистанционно-консалтинговых сессии: одну открытую, другую - корпоративную.

Случилось то, чего "опасался":
при разумно организованном менеджменте и мотивации сотрудников со стороны менеджмента (речь идет об обучении  разработчиках е-курсов) главной "головной болью" тьютора (тренера) становится остановить их: то есть сотрудники хотят и учиться, и работать (то есть создавать свои курсы в интересах организации, где они заняты) столько, сколько им хочется и требуется. То есть, чем больше, тем лучше.
Конструктивизм, а тем более обучение в духе диалогического подхода (технология развивающего диалога) имеет один "недостаток": если аудитория хорошо внутренне и внешне  мотивирована, ее жажду к знаниям не остановить даже преподавателю.

В качестве примера приведу отзыв участника сессии по итогам первой недели работы в ней:
Впечатления самые лучшие, единственный недостаток для меня - растянутость по времени. Хотелось бы заниматься каждый день (Артем Мамышев, компания "Энтер").Это при минимум 2-х вебинарах в неделю, при минимум 2-х непростых домашних заданиях в неделю, которые по нескольку раз переделывать приходится - мало.

вторник, 9 октября 2012 г.

Две картинки с выставки EduTech

Компания "Верная линия" и Группа НЭО принимают участие в выставке EduTech Russia 2012.

Среди прочего мы представляем два плода совместных усилий:
  1. Редактор е-курсов для мобильных девайсов.
  2. Бумажное пособие для e-learning'ев "Проектирование корпоративных электронных курсов". 

Александр Мякота представляет кросс-платформенное средство авторинга LinkUS, предназначенное для быстрой разработки е-курсов для планшетников и смартфонов:

Вы время проведенного нами с Сашей в 1-й день выставки семинара "Проектирование и разработка электронного курса в программном средстве "LinkUS", в аудитории вызвал легкий шок, как показалось, следующий вопрос:
Каким образом соотносятся друг с другом такие явления (и понятия), как "компетентностный подход в обучении" (К) и педагогический дизайн (П): 
 
 Уверен, ответ на этот вопрос нуждается в исследовании, а то и в расследовании. Хотя, возможно, я и не прав и в отечественное педагогическое сознание, а также в плоть и кровь нормативных документов и прочих фгосов понятия "результат обучения", таксономия Блума и масса других вещей вошли столь прочно и стали столь общим местом, что в указании на первоисточники не нуждаются. Да и не принято в чиновничьих циркулярах цитирование...

Презентация моего доклада, озвученного на секции "Мобильное обучение: дань времени или необходимость".