среда, 20 февраля 2013 г.

Про Интернет в Беларуси

"... белорусы платят за интернет в три раза больше, чем россияне и украинцы, и в два раза больше поляков. К примеру, "Ростелеком" предлагает доступ в интернет с входящей скоростью 15 Мбит/с и исходящей 7 Мбит/с за 400 рублей ($13,25). Аналог от byfly - ТП "Рекорд 15" - обойдется белорусам в 330 000 рублей в месяц ($38,3). Наши южные соседи могут подключиться на ТП "ОГО!Ультра" ( входящая скорость 20 Мбит/с, исходящая 3 Мбит/с) от "Укртелеком" за 130-170 гривен ($16-21). Похожее удовольствие белорусам обойдется в 376 200 рублей ($46,3), а полякам всего 69,57 злотых ($22,5). При этом подключение к тарифным планам линейки "Рекорд" от byfly предоставляется только при наличии технической возможности, а она далеко не везде есть.

При всем этом, согласно результатам исследований компании Ookla (сервис Speedtest.net), Беларусь по скорости интернета занимает 90-е место среди 180 стран и предпоследнее место в Европе. Скорость интернета ниже лишь в Боснии и Герцеговине, которая занимает 104-ю строчку в мире."
Источник
Как такое статус кво влияет на развитие e-Learning можно, похоже, только гадать.

понедельник, 18 февраля 2013 г.

Примеры из интерактивной лекции

Одним из инструментов работы в ходе дистанционных обучающе-консалтинговых сессий Группы НЭО и компании "Верная линия" выступают интерактивные лекции.
Естественно, в них излагается т.н. теоретический материал:
Чтобы лекция была интерактивной, в неожиданных для пользователей местах размещаются задания на закрепление материала, тренировку, а также на интуицию и догадку:
Такие задания обычно сопровождаются обратной связью.

Табличная и подобные ей формы представления данных позволяет "экономить буквы":

Задания на воспроизведение изученного или применение его чередуются с эвристическим или  творческими заданиями и упражнениями, где слушатели получают возможность для творческого самовыражения, а также анализа и/или оценки образцов и примеров из реальных электронных курсов: 





Разного рода ограничения и "негативы" возможностей электронного обучения можно рассматривать как продолжение их достоинств (и наоборот):
 Изображений (а также видео (записи вебинаров) и анимаций (флешовые подкасты) мы также не чураемся:
 Большая часть содержания сессий (в виде файлов) остается, если они того пожелают,  у слушателей:
 И формальным контролем в ходе сессии мы также не пренебрегаем:

P.S. Что же выходит в итоге работы слушателей в ходе открытых сессий? По-разному бывает: иногда люди просто выходят из них (основной мотив - нехватка времени), иногда вместо одного курса создают несколько...
Корпоративные же (закрытые) сессии (что для образовательных учреждений, что для компаний) имеют четко поставленную прагматическую ориентацию на заданный результат. Обычно это либо детальный проект курса, либо он + фрагменты курса, либо целиком завершенные курсы.

воскресенье, 10 февраля 2013 г.

Простой прием проверки качества е-курса

Не так давно на очном тренинге в одном из банков из аудитории поступил такой вопрос:
Как просто, быстро и дешево проверить качество электронного курса.
Ответ был примерно таков: дайте контрольный итоговый тест в качестве претеста, а потом сравните результаты с выходным контролем.

При всем несовершенстве и даже рисках (например, опасность списывания) подобный прием может дать неплохие результаты.
Вообразим, что риск списывания исключен (например, предварительное и итоговое тестирование проходят  под контролем и в назначенное время).
О чем может свидетельствовать сравнение результатов?
1. Если итоги контрольного тестирования незначительно выше предварительных (на 5-25%%), то
либо аудитория и без курса была хорошо подготовлена, либо курс "непрактичен".
2. Если результаты претеста равны, несколько или существенно выше контрольного, то
содержание курса и/ или теста (реже) нуждаются в пересмотре.
3. Если показатели итогового теста примерно на 26-49%% и более выше претестирования и при этом средний балл от 66% до 75-80%, качество курса можно считать удовлетворительным.
4. Если показатели итогового тестирования на 50 и более %% выше входного, а средний балл 75% и выше, то
  • либо курс очень качественен,
  • либо тест весьма примитивен.

Разумеется, объективность и надежность подобной проверки зависит еще от ряда факторов (прежде всего, качества контента, его объема, простоты/сложности материала, опыта работы учащихся и др.).
Надежность такого приема существенно возрастет, если к нему прибегнуть на этапе опытной эксплуатации курса:
  1. дать контрольной группе (в ней достаточно иметь 25-30 человек, но лучше 50 и более) выполнить тест (очно или электронно под контролем),
  2. затем предоставить аудитории возможность в благоприятных условиях изучить курс,
  3. наконец, провести итоговую контрольную проверку.

среда, 6 февраля 2013 г.

Два вида электронных симуляторов

1. Электронные продукты (игры, тренинги, эмуляторы, тренажеры и пр.), симулирующие, будто они чему-то обучают.
2. Электронные симуляторы, имитирующие производственную деятельность учащихся с целью ее освоения. 

Бытовой и концептуальный педагогический дизайн

Некоторые дискуссии илёнинцев в сетях оказываются малопродуктивны и, порой, обречены на провали или на переходы на личности, поскольку их участники, ИМХО, говорят на разных языках.
Один из них можно определить как бытовой (язык обыденного мышления и здравого смысла), другой - как концептуальный (научно-теоретический).

Кейс
Дано:
Три определения педдизайна ( Instructional Design) .
Найти:
Научные и обыденные определения.



??? Бытовое / Научное ???
1. Педагогический дизайн это направление педагогической науки связанное с разработкой и изучением ситуаций, условий, сценариев и объектов, обеспечивающих успешное обучение.
Педагогический дизайн это деятельность, которая включает в себя: процесс спецификации учебной системы, описание необходимых и формируемых знаний, умений и компетенций, сценариев обучения, деятельности и ресурсов, которые используются внутри этих сценариев.


2. ID - это обучение тому, как нужно "перекладывать" информацию в электронный вид и размещать ее в сети (вузовской, корпоративной или всемирной). Перекладывать по самому минимуму - просто в текст. По максимуму - в обучающие анимации, видео, симуляции, тренажеры, игры и т.д. 



3. Педагоги́ческий диза́йн (также Учебный дизайн, Инструкциональный дизайн, англ. Instructional Design, Instructional Systems Design, ISD, фр. Ingénierie pédagogique) — научная дисциплина, занимающаяся разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения, которые могут быть использованы в сфере профессиональной педагогической практики.



 
 А теперь вообразите, что один создатель е-курсов руководствуется в своей деятельности определением № 1, другой "определением" № 2, третий - третьим.
Как будут отличаться цели, содержание и результаты труда носителей каждой из позиций? Маркетинг их продукции? Ее качество? Какие у каждого из них выйдут, к примеру, серьезные игры или академические курсы?

Опасность бытового разумения ID и еL в целом в том, что они чреваты бытовым, примитивным или нарочно примитивизированным и даже манипулятивным e-learning.
Выбор же, обыденно-манипулятивное обучение или методически обоснованное нам предпочесть - за нами.
Мой личный опыт и последние путешествия с тренингами по банкам говорят, что заказчик обыденными решениями уже на- и пресытился / пресыщается. Про учащихся молчу. Степень их восторга от перекладки информации в электронный контент довольно измерена или сама по себе очевидна.

P.S. Любопытно, как педдизайн обозначается по-французски: не то инженерия педагогики, не то педагогическая инженерия. Запустим в русский обиход подобные термины? Классный маркетинговый ход будет :) Типа: Долой педдизайн! Даешь инженерный e-learning!!!

понедельник, 4 февраля 2013 г.

Зимняя школа e-learning.by - 2013

Прочитал пост Константина Бугайчука про очередную (6-ю по счету) Белорусскую школу e-Learning и понял, что лучше Кости не напишу. Поэтому, читайте его пост-отчет о школе.


Как обладатель звания Мастера школы - 2013 Константин награжден бесплатным участием в обучающе-консалтинговой сессии "Разработка электронного курса с желаемым результатом" (приз предоставлен Группой НЭО и компанией "Верная линия").

Открою "страшный" секрет: уговариваю Константина делать в ходе сессии курс по тематике проведенного им мастер-класса - про мобильное обучение. А затем, быть может, вывести этот курс в широкий оборот.
Помогите уговорить Бугайчука, друзья. 

Спасибо всем за теплоту Зимней школы, друзья и коллеги!

суббота, 2 февраля 2013 г.

Причуды геймификации

Фельетон
Поистине, нет предела креативу.
Недавно ознакомился с обучающим промопродуктом. Он пробудил во мне вечно спящую креативность. Сразу родилась идея. Соорудить по аналогии подобный.
Назвал я его "В лабиринтах прямой кишки". Продукт представляет собой смесь "Формулы-1", стратегии и стрелялки. Вы вооружаетесь мечом (в обиходе - свечой для вставки в анус в зависимости от диагноза или собственного состояния здоровья) и оказываетесь в увлекательном мире 3D полостей, пейзажей (жаль, пока без запахов),  флоры (преимущественно в виде нервов-лиан и прочих растений и лиан - кровеносных сосудов, брызжущих инфекциями и прочим ядом :)) rectum'а:
 Затем геймифицированный продукт предложит выбрать подходящие доспехи для игры: гламурные противогаз, или акваланг, или костюм химзащиты, а также скафандры российский, от NASА или китайский.
Облачившись в самый симпатичный прикид и нырнув поглубже в одну из "пещер" (на выбор по интуиции) /см. рисунок = карту игры/, вы оказываетесь в зоне действия, где боретесь с чудовищными полипами, воспалениями, опухолями и негламурными микробами-бактериями, молниями-разрядами от свихнувшихся в ректуме нейронов, используя в качестве оружия элегантные цветы полезной микрофлоры, пилюли и ректальные свечи в сладких облатках. Поднимаясь с уровня на уровень, вы обретаете набор скальпелей, зажимов, ножниц, шприцев, кремальеров, эндоскопов,  пероральных  препаратов и пр. (всего 5 000 наименований), а также обзаводитесь шпагой, мачете, финкой, калашниковым, РПГ, огнетушителями и минами направленного действия. В случае проигрыша ваши доспехи рвутся, а вы извергаетесь под давлением за пределы нижнего края слизистой ануса, оказываясь на дне кишащей злобными силами пропасти (т.е. в межсфинтерной борозде).

Не верите? Погуглите или напишите в личку, вышлю данные, чтобы вы сами убедились, что подобные продукты имеют место в нашей безграничной виртуальной реальности.