пятница, 26 июля 2013 г.

Компетентности по-украински и природа e-learning

Познакомился с интересным списком компетентностей в украинском среднем образовании (спасибо Юрию Богачкову за наводку).

И задумался: а каким образом при создании электронных курсов и иных ЭОР обеспечить реализацию компетентностного подхода?
Не в смысле формирования компетенций (компетентностей) только посредством предъявления информации, не сугубо через освоение содержания конкретных обучающих продуктов и/или взаимодействия с преподавателем, а "архитектурно", самой логикой, самой плотью и кровью e-learning.
Иными словами, насколько сама природа электронного обучения совместима с реализацией компетентностного подхода к обучению? Способно ли eL поспособствовать результативному формированию компетенций(тностей)?

Первые компетентности в упомянутом списке - социальные:
Социальные: умение делать выбор; умение принимать решения; умение брать ответственность; умение бесконфликтно сосуществовать.
Если считать интерактивность за имманентное, природное, свойство e-learning, то как раз предъявление "электронной" аудитории упражнений, кейсов и заданий, подразумевающих необходимость
  • принятия решений, в том числе неоднозначных (как и сама жизнь),
  • ответственного выбора в ситуациях неопределенности, рискованных, экспериментальных,
  • определения оптимальных стратегий реагирования в ходе разрешения противоречий, в конфликтных ситуациях и т.п.
как нельзя лучше может быть препоручено компьютерным средствам обучения. Тем самым можно отойти от подражающего очному обучению электронному, т.е. к обучению на основе реализации математических моделей, программирования процесса учения.
Электронное обучение (ЭО) позволяет создавать объемные банки таких интерактивных ситуаций, реализовывать алгоритмы их решения, реализовывать адаптивные индивидуальные траектории обучения, создавать тренажеры (и симуляторы) на "умение делать выбор" и "принимать решения" количественно куда большее, чем можно реализовать в очном обучении.
Сейчас как раз обсуждаем с коллегами-математиками возможность применения математических моделей при создании электронных тренингов и банков кейсов для формирования soft skills.

Более того, подобные перечисленным интерактивности с таким же, а скорее всего, с большим успехом могут применяться при формировании и закреплении профессиональных компетенций, жестких навыков.

Еще одна любопытная группа, особенно для средних школ, компетентностей - предпринимательские.
Предпринимательские: способность организовывать собственную и коллективную предпринимательскую деятельность.
Увы, могу только гадать, как в украинских средних школах их будут формировать практически. (Может быть, кто-то поделится информацией, как это коллеги делают?)
В вузах же и в ссузах (чем старше курс, тем эффективнее), в компаниях, в сфере повышения квалификации, при проведении cMOOC и xMOOC, в группах практики и качества, в проектной деятельности, при выдвижении и защите инноваций и их монетизации целесообразная работа с предпринимательскими компетентностями весьма востребована. Вот здесь как раз потребуется работа в сетевых группах и сообществах, особенно в распределенных географически. Глядишь, со времени сформируется культура продуктивного сетевого взаимодействия, коя у нас, ИМХО, страшно недосформированная.

Думается, что и беглое рассмотрение всего 2-х компетентностей  из 9, представленных в цитируемом документе, позволяет вывести следующее резюме:
  1. Специфика электронного обучения предоставляют возможность формирования ряда компетентностей и умений (умение делать выбор; принимать решения; брать ответственность; бесконфликтно сосуществовать и др.) куда в большем объеме и более эффективно, более многократно и индивидуализированно, чем очное.
  2. Формирование общенческих, тех же социальных и массы других компетентностей и компетенций может происходить за счет введения правил продуктивного сетевого взаимодействия участников учебного процесса. 

среда, 24 июля 2013 г.

Зачем е-курсы в сугубо очных учебных заведениях - 2

К обсуждению вопроса  присоединился еще один участник сессии:

 Я во многом согласен с уважаемым Леонидом. Так как имею маленький опыт внедрения курсов в ЛМС на дневной форме, то могу сказать, что тот же мудл можно использовать как:

- систему тестирования;
- систему общения, учебного сотрудничества и обсуждения учебных проблем;
- инструмент создания и хранения информационных ресурсов;
- инструмент для создания дистанционных курсов и управления процессом обучением в них.

На основании этого можно предложить такие организационные формы использования технологий ДО (утрированно) для дневной формы:
- поддержка существующих учебных курсов с целью распространения и совершенствования информационных ресурсов ( это создание отдельных информационных ресурсов (видео, флеш, фото) и электронных вариантов учебно-методической литературы и т.д., с их размещением в сети учебного заведения и предоставлением свободного доступа к вышеупомянутым материалам). Т.е. как бы портал учебной дисциплины При внедрении в учебный процесс этой формы, возможна организация регулярных консультаций по самостоятельному усвоению учебного материала с помощью систем проведения вебинаров, электронной почты, форумов и т.д..
Целью внедрения этой формы совершенствования самостоятельной работы курсантов и слушателей, предоставления им постоянного доступа к учебным материалам, структурирование информационных ресурсов учебной дисциплины, обеспечения бесперебойного обратной связи между ними и преподавателем.
- дистанционные фрагменты, интегрированные в учебные курсы. Удаленные фрагменты создаются в виде отдельных тем (частей тем) учебного курса с помощью имеющихся LMS (например «Moodle»). Эти фрагменты ориентированы на самостоятельную работу курсантов и слушателей. Отличие от предыдущей формы состоит в том, что во время самостоятельной работы слушатель должен не только знакомиться с материалом и получать консультации, но и выполнять определенные индивидуальные задания преподавателя (письменные задачи, тесты, эссе). Оценки за выполнение задач должны обязательно учитываться при проведении итогового контроля.
Целью внедрения этой формы является организация самостоятельной работы курсантов и слушателей, осуществление текущего контроля учебного процесса путем выполнения отдельных задач, прохождение тестов и т.д.

В итоге, можно выйти на то, что страница курса (дисциплины) может превратиться в творческую площадку для аудитории и преподавателя "тот самый кампус" о котором сказал Леонид

Есть еще вариации в указанных направлениях, тут все зависит от "мастерства преподавателя".
Не судите строго, вот несколько примеров:
1. http://bugaychuk.blogspot.com/2011/09/blog-post.html (это блог)

2. Это статья (правда на украинском, но скрины есть) http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Go/2012_1/Bugaichu.pdf

вторник, 23 июля 2013 г.

Зачем е-курсы в сугубо очных учебных заведениях

Время от времени участниками наших дистанционно-консалтинговых сессий становятся преподаватели (и профессора также) учебных заведений, в которых нет заочных отделений и в которых активно внедряется  ДО  электронное обучение на платформе тех или иных LMS.
Приходится с колес вносить изменения в заранее спланированный учебный процесс, например, таким образом:
А вот ответ участника сессии (картинка кликабельна):
В этом размышлении хотелось бы обратить внимание на глубокий и обстоятельный подход к проблеме Леонида Гребнева и инициировать более широкое обсуждение темы, представляющейся очень актуальной. В том числе, косвенно, и для решения проблем заочного обучения, а также в системе повышения квалификации.

В рамках же сессии задача несколько иная, хоть и погруженная в контекст очерченных Леонидом рамок:
Продолжение темы
    

понедельник, 22 июля 2013 г.

Кейс для любителей коннективизма

Осуществляя навигацию в море информации, наткнулся на "древний" манускрипт, в котором, увы, одно слово не удалось прочесть. 


К основными принципам ... ... ...  относятся:
  • доминирующая роль учащегося как искателя информации,
  • сознательная интерпретация этой информации учащимся,
  • преподавание (тьюторинг) как фактор обеспечения поиска информации и интерпре­тации знаний учениками, 
  • рассмотрение ошибок как элемента приобретения знаний.
Могу ли я для расшифровки этого манускрипта подставить слово "коннективизм (connectivism)"? Корректна ли такая подстановка?

пятница, 19 июля 2013 г.

Существуют ли чисто информационные электронные курсы?

Время от времени на том или ином ресурсе, лично или в переписке коллеги многократно спрашивали у меня:
  • А почему вы считаете, что не может быть чисто информирующих (другой вариант: информационных) электронных курсов?
  • Почему работники компании (наиболее типично это для банков) не усваивают информации, а количество ошибок (в банках - особенно в бизнес-процессах и продвижении/продажах продуктов) не убывает (практически не убывает, а то и растет), а если и убывает, то не благодаря обучению, а под позитивным  воздействием негативной мотивации?
Ответ на эти оба внешне разные вопроса одинаков: "Да потому, что ваши курсы не обучающие продукты, а информирующие. Нет у обучения функции информировать, зато есть функция объяснять, толковать информацию (Подробнее о педагогических функциях контента см. материалы вебинара "Создаем функциональный контент").

Раз уж с легкой руки ряда наших eL-гуру повелось, что обучать взрослых теть/дядь нужно, как детей малых, на примерах, воспользуюсь их рекомендацией.
Вообразите ситуацию, когда преподаватель, ну, скажем, налогового права, вышел за кафедру и стал читать или  пересказывать Налоговый кодекс. Другой, более продвинутый преподаватель стал бы читать Налоговый кодекс + Комментарии к нему. Многое бы поняли студенты? Думаю, что не много. Если не верите, сами сядьте и почитайте его, или Таможенный или Морской кодекс, хоть с комментариями, хоть без (если вы не юрист). А если юрист, то книгу Р.А.Уилсона "Квантовая психология" (хоть она попроще и с заданиями для самоконтроля).

На то и нужен преподаватель, чтобы доступно переинтерпретировать информацию в учебное знание, а затем и объяснить, растолковать, если угодно, разжевать его - учебное знание - аудитории.

Думаю, что и е-курсы, если они обучающие, а не "творческая" компиляция информации + инфографические, схематические и прочие изобразительные и аудио-визуальные ее украшения также должны реализовывать функцию объяснения материала (информации).

В реализации педагогической функции "объяснить новый материал" есть еще два "побочных" эффекта:
  1. Объяснению нового далеко не всегда помогает иллюстрирование материала. Малюй, не малюй, если не умеешь объяснять с помощью визуального контента, только время и деньги переводишь (простительно, если это деньги заказчика).
  2. Высшей формой учебной интеракции с точки зрения эффективности усвоения материала может считаться интеракция "объясни другому". Сумел объяснить - значит дело сделано. 
Ирония иных ситуаций при создании электронных курсов состоит в том, что создатели контента и себе порой не берут за труд объяснить, зачем именно этот текст или изображения они включают в курс. Предполагая, что информирование суть функция ЭОР, они не всегда отдают себе отчет, а способна ли эта информация быть объяснительной, т.е. воспринимаемой и понимаемой аудиторией. Будь у таких авторов контента компетенция "объяснять информацию", вместо "излагать информацию", качество контента (и обучения) существенно бы выросло. И у eL стало бы гораздо больше приверженцев.

Ну, раз начал сегодня с примеров, примером и закончу:

Как вы думаете? Если бы авторы этого контента (тоже гуру, между прочим) не просто бы излагали информацию, а объясняли бы ее значение и смысл, доносили бы ее дух и букву до аудитории, то и контент бы у них получился более удачным?:



P.S. Прошу прощения у коллектива авторов за нарушение авторских прав. Справедливость они могут восстановить в комментарии.
P.P.S. Я авторов этого контента таким типам знаний не учил, учил таким, да видно, плохо объяснил.
   

четверг, 18 июля 2013 г.

Как контент сделать действенным (функциональным)


Интересный и острый вышел сегодня вебинар-практикум на тему "Создаем функциональный контент".
Сначала говорили, как реализовать в контенте традиционные педагогические функции, и чуть потренировались в этом.
Затем попытались создать фрагменты контента с позиций коннективизма.  Не "коннективизма", а Коннективизма:



Создание собственного контента в непривычных условиях, когда сначала надо представить (смоделировать) сеть, а потом контент, а не наоборот, пошло труднее.

Тем не менее, нашлись люди, которые сумели сделать наброски контента и обнародовать их и, надеюсь, которые сделали это мысленно, да не обнародовали.

Стать свидетелем процесса можно просмотрев запись вебинара или скачав ее себе.
Презентация вебинара.

среда, 17 июля 2013 г.

Завтра: Виртуальный мини-практикум «Создаем функциональный контент"

Приглашаем принять участие в вебинаре в формате практикума, в ходе которого можно потренироваться в анализе и в составлении контента:

В диалоговом режиме мы:
- обсудим базовые функции учебного контента;
- проанализируем образцы контента на предмет функциональности;
- сами создадим несколько образцов функционального (действенного) контента.

Ведущий: Владимир Наумов

Мероприятие бесплатное.

Самостоятельная регистрация по ссылке: http://www.v-class.ru/db/vc/cid/5894159010336284669/conference.html

Отчет о предыдущем виртуальном мини-практикуме и его запись.

Кейс для «кураторов контента» и «коннективистов»


Искал сегодня кое-какие источники и материалы на предмет анализа и курирования содержания текстов (и прочей мультимедии) с позиций коннективизма (то есть установления и приращение семантических (и даже эмоциональных) связей между участниками учебного процесса в cMOOC  и xMOOC).

Наткнулся в ходе поисков на два  очень показательных в своем роде текста (см. таблицу ниже).

Письмо счастья

Про классическую музыку, обучение и вдохновение
Это письмо счастья. Тому, кто его прочтет и будет принимать Ново-Пассит, тому будет счастье.

Одна певица принимала сироп Ново-Пассит, стала спокойной и вышла замуж. А другой певец не принимал Ново-Пассит, и было у него нервное расстройство. Он поругался с одной журналисткой, и ему объявили бойкот.
Один миллионер принимал Ново-Пассит в таблетках, и у него не было сонливости и привыкания, он даже купил футбольную команду. 
А другой миллионер не принимал Ново-Пассит, и его посадили в тюрьму.

Расскажите об этом письме семи друзьям, принимайте Ново-Пассит для успокоения, и Вам будет счастье. Потому что Ново-Пассит состоит из натуральных экстрактов семи лекарственных трав – валерьяны, мелиссы, зверобоя, боярышника, хмеля, пассифлоры и черной бузины.

Да пребудет с Вами сила семи трав – Ново-Пассит!
Вчера ночью случайно нашла лекцию на ted.com. Даже не помню, откуда ссылка попалась. Просто перешла и включила. И замерла на 20 минут. И вроде даже не про обучение, потому что это едва ли не единственная тема, которая заставляет меня отложить в сторону все дела и слушать. Но, как оказалось, очень близко.
1) Вот таким должно быть обучение - с такими примерами, с юмором, с такими связками понятного и известного и нового, чтобы запоминалось сразу. Даже больше, не запоминалось, а трогало за душу и потому запомнилось.
2) Не только у лидерства стоит задача зажечь как можно глаз. Такая же задача в обучении. Особенно в вузах. Если после курса, после лекции, после семинара, студенты не выходят с горящими глазами, то мы что-то делаем не так. Значит мы не так им представили то, о чем говорили, не те примеры, не те идеи. Если глаза загорелись, значит будут применять, исследовать, развивать.
3) Нет людей, которые не способны учиться, так же как и нет людей, которые не слышат классическую музыку, у которых нет слуха. Учиться могут все, только нужно правильно найти подход. И опять же, если не научились, значит мы плохо искали, плохо пытались зажечь глаза.

Если Кен Робинсон говорит, что преподавание (обучение) это процесс, у которого нет какого-то конкретного результата (потому что сдача теста - это не результат), то эта лекция меня натолкнула на мысль, что отчасти он не прав. Результат настоящего обучения - яркие, горящие глаза.


Тут и возник ряд вопросов, на которые соприсутствие этих текстов в контексте содержимого моего мозга, меня и побудили:

Вопросы кейса (откурируйте их, пожалуйста, кураторы содержания):

  1. Почему  для выражения мыслей про одно (БАД, электронное обучение) авторы используют так много слов про другое?
  2. Как и почему в текстах в жанрах «письмо счастья» и «бытовая зарисовка» мы, читатели, безошибочно угадываем совсем другое: рекламный и просветительский тексты? За счет каких семантических процессов?
  3. За счет каких связей, процессов и закономерностей в сетях нашего сознания и в сети диалога с контентом (в семантической сети) возникают такие эффекты?
  4. Наконец, есть ли у нас, e-learning’цев, методический инструментарий, чтобы организовывать полноценные управляемые и продуктивный сетевые связи между распределенными участниками учебного процесса не способом раздачи 150 ссылок , сотен-тысяч твиттов в неделю и метафор про навигацию в куче информации  и тому подобных фантастических решений? Может, если сумеем найти такие связи, и отсев с cMOOC  и xMOOC уменьшится?

Иными словами и обобщенно: каковы механизмы,  процессы и закономерности идентификации нужности, понимания, извлечения, и приобретения знаний, а также их обобщения, порождения нового контента и/или смыслов участниками сетевых образовательных сообществ? 

- Нет ответов на эти вопросы?
- Сименс его знает!

Значит и далее наши "коннективисты" + Сименс будут писать с чрезмерно горящими глазами «письма счастья» про инновационность "коннективизма". (О Даунсе особый разговор, ИМХО, серьезный исследователь)

воскресенье, 14 июля 2013 г.

Мультимедийный дискурс е-learning

Чем чаще обсуждаем с коллегами тему о специфике текстового контента, особенно для требующих большого иллюстрирования курсов, не говоря уже об использовании другой мультмедии, тем чаще ловлю себя на том, что все труднее говорить о текстовом (письменном) контенте в отрыве от прочих его форм.
Разной природы мультимедиа на одном экране дает эффект эмерджентности. Полагаю, что и переход со слайда (экрана) на слайд также может давать системные эффекты, когда сумма значений или смыслов автономных слайдов больше, чем значения и смысли каждого из них порознь. (Еще один аргумент в пользу того, что учебные интеракции правомерно относить к мультимедиа.)

Подтверждение этой мысли нашел и у приверженцев дискурсивного подхода, и, следовательно, у социальных конструктивистов и коннективистов: они прямо употребляют выражение: мультимедийные дискурсы.


Дискурс (постмодернистская интерпретация) - характеристика ментальности, которая выражается в тексте и/или в других знаковых, образных системах, обладает связанностью и целостностью и погружена в  социокультурные, социально-психологические и др. контексты, в жизнь носителей  ментальности.

Однако в теориях дискурса, дискурс-анализе, активно исследующих проблемы власти, политическоего, социального и масс-медиа влияния и т.п. с мультимедийностью ассоциируются не самые позитивные вещи:
     "С развитием масс-медийных технологий и массовых коммуникаций  дискурсы становятся все более медиатизированными.  Мультимедийные дискурсы в силу своей синтетической аудивизуальной природы несут в себе мощный эмоциональный заряд, который вовлекает в коммуникацию чувственные и  иррациональные компоненты сознания, к тому же, оказывает скрытое воздействие на подсознание, что создает благоприятные условия для реализации манипулятивных стратегий. Вот почему синтез зрелища и музыки, т.е. аудиовизуальность,  в наше время все чаще становится атрибутом не только массовой культуры, но и политики". (О.Ф.Русакова, А.Е.Спасский.   Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ. Екатеринбург, 2006)

Примеры реализации манипулятивной стратегии с использованием мультимедиа в еL  неоднократно приводил ранее (Например).

Процитированное и сказанное вовсе не означает, что мультимедийность нужно изгонять из е-learning. Глупее трудно что-либо себе вообразить!
IMHO, задача в другом:
очистить е-learning (дискурс мультимедийного обучения) от воплощения в нем манипулятивных стратегий.  И решение этой задачи на практике будет состоять в овладении мультимедийными дискурсами в процессах 1. создания учебного контента и 2. образовательной коммуникации в ходе обучения.                                                                                                          

суббота, 13 июля 2013 г.

Стоит ли ДО на месте? или Дефицит языковой компетенции

Кусочек утрешнего диалога:
[7:55:36] Vladimir Naumov: Привет! Складывается впечатление, что Вы мобильное обучение недолюбливаете.
[7:57:51] Oleg Lavrov: В! раньше говорили: отсутствие компьютеров сдерживает ДО, тихо разговаривали об ДО. Теперь компьютеров, как грязи, разговариваем про ДО чуть чаще. И что изменилось? Так и с мобильностью?..  Я не знаю почему ДО стоит на месте. Видимо, человеческий фактор, психологический фактор.
Vladimir Naumov: Вот и я говорю, неча на мобильность плевать, коли фактор крив :)))

А если серьезно, не могу согласиться с мыслью, что ДО у нас "стоит на месте". Мало того, что оно растет количественно. Во многих компаниях и вузах оно вполне качественно работает, более того, видел сам десятки очень интересных решений как е-курсов и посттренинга, так и организации (особенно в компаниях) ДО процесса. И уверен, что число успешных практик будет множиться.

Тем не менее, отмеченные Олегом факторы имеют место. Помимо психологического сопротивления, включая страх преподавателей/тренеров остаться без работы (об остальных psy-факторах и организационных ДО-проблемах здесь умолчу) отмечу два аспекта, связанных с человеческими факторами:
  1. дефицит у разработчиков средств ДО (курсов, е-пособий и книг, тренажеров и симуляторов и пр.) необходимой языковой компетенции;
  2. дефицит профессионального педагогического мышления (по аналогии с  мышлением математическим, управленческим или шахматным).
Упомяну также еще два фактора, препятствующих  нормальному движению ДО - социально-психологических:
  1. Подмена процесса и способов обучения маркетингом, пиаром, а то и самопиаром разработчиков и менеджеров обучения, что неизбежно ведет к манипулированию аудиторией.
  2. Ложно понимаемая "позитивная установка", из-за которой немодно критически, критериально и объективно оценивать eL-продукты,  eL-процессы и eL-подходы. Тут любая практика есть критерий истины, даже если это практика идиотская. Итог - всеобщий конформизм ради средней температуры по больнице, только бы о моих мыслях/продуктах не отозвались критически + ни с кем бы не поссориться.  Подробнее ...
Но вернемся к "мере всех вещей" - человеку с его человечьим фактором.

Дефицит языковой компетенции
Начну с иллюстрации: вот фрагмент  (к счастью, черновой, особенности оригинала сохранены) из курса по таможенными делам: 
С правовой точки зрения ИНКОТЕРМС отвечает признакам обычая делового оборота,
статус его определен Венской конвенцией  ООН 1980 г,  Статья  9):  т.е если стороны в договоре используют ИНКОТЕРМС, то положения этого документа становятся обязательными для сторон. Разумеется обе стороны согласны с использованием толкований которые дает ИНКОТЕРМС.
Например. Вспомним фильм “Кавказская пленница” Согласно горскому обычаю, товарищ Саахов украл невесту Нину. Однако Нина с этим обычаем не была согласна. Если бы она была не против таких правли игры, то вышла бы красивая свадьба. Вместо этого вышла комедия. Обычай не имеет статуса закона и не обязателен для обеих сторон, чего не понимал товарищ Саахов.



Языковая компетенция складывается не только из умения писать/говорить без ошибок, описок, оговорок, грамматически точно и даже точно, логично и последовательно.
Языковая компетенция и то, что и как мы говорим и понимаем - вещи существенно разные:

Языковая компетенция
Употребление языка
то, что человек теоретически способен говорить и понимать
то, что он на самом деле говорит и понимает в конкретных ситуациях
 
Языковая компетенция имеет отношение к ментальности человека, к тому, что является фундаментом  его логического и чувственного, сознательного и бессознательного, связана с глубинами ментальности,  трудно фиксируемым источником мышления, эмоций, чувств, веры и идеалов.
К чему я про эта заморочки? Да к тому, что в e-learning имеет место парадоксальная ситуация. И она типична!
Автор процитированного отрывка успешно составлял внешнеторговые коммерческие договоры на практике; успешно контролировал их, будучи сотрудником таможни; успешно оказывал консалтинговые услуги по внешнеторговым операциям и ... вдруг оказывается в большом затруднении применить свои профессиональные компетенции при составлении контента.
Увы, такие случаи в корпоративном обучении встречаются сплошь и рядом (см. еще один пример, созданный также успешным практиком, потом менеджером, назначенным компанией автором курса и совнедренцем ДО). Да и в вузах такое случается, несмотря на академический "естественный отбор". Защитил аспирант-химик (строитель, ветеринар или др.) диссертацию, стал преподавать, а слова связать затрудняется, особенно письменно.

И сколько ты таким - сформировавшимся - людям про педдизайн и дидиактики  ни рассказывай, упрощая их до полного примитивизма или же излагая высоко академически, это окажется сизифовым трудом, поскольку если нет языковой компетенции, компенсировать ее нехватку нечем, кроме как путем формирования этой компетенции.

Прав ли я, предполагая, что при отборе и подготовке специалистов по e-learning наряду с методикой обучения нужно учитывать и развивать компетенцию языковую, понимаемую, среди прочего как процесс движения от мысли к слову и, наоборот, от слова (да и любого контента) к мысли? 
Продолжение следует

вторник, 9 июля 2013 г.

Компетенции и способности


Познакомился с довольно обстоятельным обзором хьютагогики (heutagogy). (Со страхом употребляю это слово, боясь, что может оно стать очередной писаной торбой для наших еL-инноваторов).


В материале (на основании ряда солидных источников) представлено интересное соотношение феноменов "компетенция" и "способность":

 Компетенция
Способность
Доказанная  способность в приобретении знаний и навыков.

Когда учащиеся компетентны, они демонстрируют приобретение знаний и навыков; навыки могут быть повторены и знания получены/восстановлены. 

Уверенность в собственной компетентности и, как результат, возможность действовать в знакомых, незнакомых и меняющихся обстоятельствах.

Когда учащиеся способны, они имеют возможность принимать надлежащие и эффективные меры, чтобы формулировать и решать задачи как в знакомых, так  в незнакомых или меняющихся обстоятельствах



Способным (рискну употребить словечко «оспособленным») людям свойственны следующие черты:

  • знание, как учиться и постоянно размышлять над процессом обучения, эффективно к нему адаптируясь;
  • умение работать в команде, взаимодействовать с другими людьми и быть открытыми к общению;
  • творческое применение компетенций, особенно в новых и незнакомых ситуациях, гибкость;
  • ориентация на позитивные ценности.

Не определился пока, как к подобной позиции и к предложенному различительному основанию относиться, но сам заход на внятное отграничение  компетенций и способностей (пусть и для взрослой целевой аудитории) может оказаться продуктивным. По крайней мере, в контексте хьютагогики и даже коннективизма и xMOOC в системе повышения квалификации такой подход представляется вполне логичным.
Посты на сходную тему:

Компетенция - это способность или поведение?

Компетенции и их измерение при оценке качества обучения