среда, 30 октября 2013 г.

ФГОС, зрелая личность преподавателя и предметы учебных дисциплин

В последнее время все больше занимает вопрос о том, что нужна новая - электронная - дидактика.

Основным ее постулатом видится следующее:
Обучение (да и образование в целом) имеют целью подготовить людей к деятельности, то есть учащиеся учатся для того, чтобы делать нечто общественно полезное и не во вред обществу или себе.
Если делает, значит знает (за исключение полностью автоматизированных действий, т.е. навыков, где, чтобы стать компетентным, нужно забыть то, что ты знал). Сами же знания выступают лишь как средство и/или как программы (подобные компьютерным) практической и/или интеллектуальной деятельности.

Знать - не значит делать. Знать - не значит мыслить. Знать - не значит обладать умом.
Попробую проиллюстрировать эту мысль продуктом труда одного преподавателя. Назначение приведенного ниже алгоритма - помочь преподавателю осознать предмет изучения той учебной дисциплины, которую он преподает.


ФИО:  …………………………..
Название, тема курса:  Информатика

Таблица 1. Алгоритм обработки запроса на курс
№ шага
Действия
Ваши пошаговые записи
 1
Фиксация запроса в том виде, в котором он поступил
Разработка инновационных дидактических материалов и учебно-методического обеспечения для основной образовательной программы по дисциплине «Информатика» с возможной реализацией их использования в обучающей среде Moodle или иной электронной обучающей среде.
2
Выбор параметра, нуждающегося в изменении
Результативность
Качество формирования компетенций обучающегося (в соответствии с ФГОС ВПО) в результате освоения учебной дисциплины.
Поведение
-
3
Фиксируем то, что нуждается в изменении
Нужно изменить: Качество формирования компетенций обучающегося в результате освоения учебной дисциплины.
4
Фиксируем желаемое состояние
Нужно получить: Более высокое качество формирования упомянутых выше компетенций (выражаемое, например, в виде увеличения среднего балла успеваемости обучающихся по дисциплине).
5
Окончательно редактируем запрос
Предметом изучения будет предмет дисциплины «Информатика» с использованием для ее освоения возможностей обучающей среды Moodle или иной электронной обучающей среды.

Как ни критически бы я или кто-то из нас не относился к ФГОСам, едва ли они имеют целью отучить преподавателя думать самостоятельно, то есть быть автономной зрелой личностью, рационально понимать и выводить хотя бы, каков предмет излагаемой им дисциплины.

Увы, знаниецентрированный подход и превратно понимаемый ФГОС могут мотивировать к творчеству (бездумным отпискам) в духе "предметом  изучения дисциплины "Информатика" будет предмет дисциплины "Информатика". Впрочем, такой подход имеет одно преимущество: позволяет работать беспредметно, тем самым снимая с преподавателей и вузов ответственность за гарантированный результат обучения. Особенно боятся точных формулировок предмета и цели обучения (того, что будет делать ученик после освоения предмета) корпоративные учебные центры и университеты.

Электронная дидактика (и в этом ей помогает предшествующий ей педагогический дизайн) могла бы иначе подходить к определению предмета изучения:
Предметом изучения будет то, что станет правильно использовать ученик 
после изучения той или иной дисциплины (конкретного курса).

Резюме:
Подготовку преподавателя нужно начинать с освоения им методики определения предмета транслируемых им дисциплин (курсов). Увы, этому традиционная дидактика не шибко глубоко учит.  
 

вторник, 29 октября 2013 г.

Сотрудничаем с Дальним Востоком

Компания «Верная линия» и Группа НЭО организовали, а Владимир Наумов провел во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса
1. трехдневный семинар по разработке электронных составляющих смешанного обучения и автономных электронных курсов,
2. двухдневный тренинг «Обучение по целям».
3. Сейчас реализуется третья - дистанционная - часть этого проекта в духе Web 2.0 и конструктивизма, рассчитанная на 2 месяца.

вложение 1.PNG (326 кБ)

С 11-го ноября еще для 30 преподавателей и специалистов этого университета запускаем дистанционную программу «Методика проектирования электронного курса».

Две стороны одной практикоориентированности

Наше электронное обучение, ставя себе в пример Западное и Юго-Восточное ДО и eL , критикуют за отсутствие практикоориентированности. Представители всякий-разных корпоративных университетов упрекают университеты, а порой и тренинговые и консалтинговые компании, внешних вендоров ЭОР для бизнеса за чрезмерную знаниецентрированность в ущерб практической, производственной направленности  средств электронного и дистанционного обучения.

Выношу на обсуждение коллег ряд своих соображений, наблюдений (наблюдаемых процессов и фактов на сей счет), предварительно провозгласив два тезиза:

1. Нет непроходимой разницы между корпоративным и академическим обучением, поскольку и то и другое занято одним и тем же делом – подготовкой специалистов. Если мы признаем, что главное дело специалистов – делать нечто профессионально, станет очевидной нелепость популярного у нас противопоставления академического и корпоративного обучения.

Пока наши университеты, что академические, что корпоративные, не поставят себе задачей учить специалистов (и будущих и действующих) делать, а не только знать / понимать, мы будем проигрывать в конкурентной борьбе как в деле образования, так и производства и управления им.

Лирическое отступление.
Елена Кошкина, декан дистанционного обучения в Международном институте экономики и права (многие ДО-пособия которого я считаю просто образцовыми), предрекая гибель российскому образованию, пишет: 
"Согласно стандартам обучения студенты должны обладать такими компетенциями, которые сводятся к трем критериям: знать, уметь, владеть. В советское время вся система Московского физико-технического института …  была основана на том, что воспитывались люди, обладающие пониманием…
Раньше были востребованы энциклопедисты, которые могли поразить знанием большого количества фактов, сейчас же любой может войти в Интернет и быстро получить необходимую информацию. А вот понимание смысла процессов – это совершенно другая категория. К сожалению, многие науки продолжают изучать так, что людям кажется, что они это овладели знаниями, но в то же время не понимают сути процессов".
К сожалению, m-me Кошкина не поделилась, а как это учить пониманию, что такое понимание, и как мне, студенту, подобно собаке, которая все понимает, да сказать и применить понимаемое не может, не уподобиться. В то время  как десятилетиями существует масса пониманий термина «понимание» и ряд обучающих методик овладения студентами процедурами понимания. И этим методикам мы вполне успешно специалистов eL учим и очно и дистанционно.

2. Не может быть две практикоориентированности: одна вузовская – другая корпоративная. Не может быть двух разных компетентностных подходов: один академический – другой производственный. Пока мы играем с двумя разными компетентностными подходами, наши глобальный конкуренты отлично обходятся одним. Скоро и наших студентов и менеджеров себе на MOOC заберут: и университетские, и постдипломные.

понедельник, 14 октября 2013 г.

Перевернутое обучение и инженерия знаний

Сначала советская, а затем и постсоветская педагогика вовсю декларировали тезис о том, что ученик – Личность и Субъект учебной деятельности. В силу чего преподаватели-практики и теоретики обучения активно искали методы и методики активного обучения. Найдено и описано их было немало, однако радикального сдвига здесь не произошло. Сейчас, в расширением электронных форм обучения наше внимание обратилось на так называемое «перевернутое обучение». 
Его родоначальниками называют Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса, огромную роль в пропаганде перевернутого обучения в мире сыграла Академия Хана (англ., русск.). У нас активно идеи такого обучения популяризируют Иван Травкин (преимущественно вузы) и Марина Курвитс (среднее образование)
Главный мотив этих авторов – повысить активность учащихся.
Пока не рискну ответить на вопрос, а может ли перевернутое обучение выступать как базовый метод обучения, способный заменить традиционное как минимум в передаче минимального набора базовых знаний в школах и вузах. Во всяком случае, один из апологетов и проводников такого обучения в США - Брайан Беннет – считает, что «необходимо обладать каким-то базисом, чтобы в дальнейшем на него уже накладывалась новая информация и навыки. Поэтому я рассматриваю этот подход как возможность расширить уже полученные знания, но не как метод базового обучения».
А если речь вести об обучении взрослых: магистров, специалистов, уже имеющих профессиональное образование, нважно, квалифицированные ли это рабочие, магистры или слушатели последипломных программ? Уж они то почти поголовно субъекты своей судьбы. Думается. Что для этой категории учащихся перевернутое обучение как раз и может стать базовой формой.
Итак, сделаем допущение, что наш учащийся – это действительный субъект обучения. В этом случае функция извлечения, приобретения новых знаний может быть целиком делегирована ему. И не обязательно эти знания он будет извлекать из кратких видео-лекций. Возможны и иные источники знаний на электронных или бумажных носителях. Очная же часть учебного процесса станет носить максимально активный характер. Как, к примеру, представлено на рисунке (источник):

Представленная схема извлечения знаний позаимствована из источника, посвященного искусственному интеллекту, инженерии знаний (раскраска моя - ВН) ... (читать целиком)

пятница, 11 октября 2013 г.

Две причины корпоративного обучения



Все остальное - либо средство достижения пунктов 1 и 2, либо аргументы, маскирующие неумение или нежелание реализовать пп. 1 и 2.

среда, 9 октября 2013 г.

Формулируем цель и задачи e-курса (Дистанционный учебный модуль)

Коллеги!


Вашему вниманию предлагается учебный модуль (фрагмент большого курса) о том, как формулировать его цели и задачи.
Модуль реализован в традиции классического педагогического дизайна.

Доступ к модулю здесь.
Бесплатно!
Требуется регистрация.

Инструкция, облегчающая доступ к модулю, здесь.

Будем благодарны за отклики.

среда, 2 октября 2013 г.

Как бы я хотел реформировать университеты с помощью ИКТ

Рылся в старых-престарых файлах и вспомнил про один давнишний проект (95-98 годы), в котором мы предлагали реформировать университет (государственный) на основе ИКТ путем сокращения лекционной нагрузки преподавателей и студентов. А высвободившиеся силы предлагалось направить на более продуктивные виды учебной и научно-исследовательской деятельности. 

С точки зрения бюрократической, проект нереалистичен. А вот если от этой точки зрения абстрагироваться?
Читайте текст.
Сам же я и сейчас, через 15 лет, после его опубликования, на вижу объективных препятствий для реализации основных положений этого проекта.
Препятствия тут, ИМХО, преимущественно в головах. И в рождаемых некоторыми -  умолномоченными распоряжаться нами головами - так называемых нормативных документов. Естественные же препятствия (ресурсные, организационные, технические и т.п.) вполне преодолимы.

Типы e-learning в компаниях на западе и у нас (1)

Чтение книги Брука Бродбента «Основы э-обучения. Как извлечь из него выгоды и избежать ловушек», посвященной внедрению и осуществлению e-learning в компаниях, невольно побудило к сравнению того, что пишет Бродбент (имеющий большой опыт работы в компании и затем консалтинга в корпоративном э-обучении) с тем, что имеет место у нас.

Начнем с 2-х первых типов e-learning, выделяемых Бродбентом и сравним их с практикой корпоративного e-learning в сегменте рунета:

1. Неформальное э-обучение
2. Э-обучение с индивидуальной скоростью
3. Э-обучение, проводимое лидером (тренером, экспертом, тьютором)
4. Вспомогательное э-обучение и инструменты


Случайно ли на первом месте здесь стоит неформальное обучение, за которое у нас многие learning’цы ратуют?

Бродбент под неформальным обучением понимает использование неструктурированных программ обучения (в чем особенно силен был Бил Гейтс, а «Майкрософт» и сейчас сильна).
«Неформальное обучение означает, что люди внутри организации могут получить доступ к знаниям, когда в этом возникнет необходимость.» (Брук Бродбент)

Во многих ли наших компаниях это реализуется? Не формально (в смысле «для галочки»), а реально неформально. К сожалению, у нас пока неформальное обучение носит преимущественно стихийный характер, хотя и декларативно признается, что эффективность неформального выше формального. ИМХО, Бродбент предлагает путь, как реализовать неформальное обучение на практике.

Другая базовая черта e-learning взрослых – это индивидуальная скорость обучения. Собственно, индивидуальная скорость (и сроки!) «личного общения» пользователя с ЭОР изначально считается одной из базовых черт э-обучения, отличающих его от аудиторного. Увы, в большинстве наших компаний изучение курса жестко регламентировано по срокам, что организационно сближает его очным форматом и лишает определенной гибкости.
Не потому ли наше корпоративное обучение «прихрамывает», что мы просто дублируем очный формат как в части сроков и длительности обучения, так и его организации и регламентации?

Для того, чтобы у нас была реализована «индивидуальная скорость обучения» нужны, думается, определенные предпосылки, как минимум:

  • создание контента, к которому работники сами будут охотно обращаться;
  • создание соответствующей образовательной среды - "специфической формы человеческой практики, направленной на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач" (Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 201).
  • ИМХО, редкая отечественная компания может похвастаться наличием сформированной среды. Исключения могут быть найдены прежде всего в ИТшных компаниях и других организациях, занимающихся производством интеллектуальных продуктов;
  • организационный менеджмент, готовый дать зеленый свет наличию такой среды.

Пока же приходится констатировать, что такие среды, и не без организационного сопротивления (даже со стороны управленцев, среда – штука во многом неформальная) на практике формируются. В разных компаниях – с индивидуальной скоростью и … степенью полноценности.

Продолжение ...