воскресенье, 26 января 2014 г.

Как мы понимаем понимание?........

На одном из семинаров, состоявшихся на прошлой неделе в Алматы, речь зашла о трудностях преподавательского труда. Многие казахские коллеги (экономическое и управленческое образование, включая MBA) констатировали, что одной из таких трудностей является затруднение в понимании студентами и слушателями учебных материалов (содержания лекций, электронного контента, учебной литературы).

А как мы с вами, коллеги, узнаём, понимает ли учащийся материал?
Давайте попробуем задумать над вопросами:
  1. Что такое понимание?
  2. Как мы определяем, понимает студент (или нет) содержание контента? И в какой степени понимает?
  3. Как можно определить (провести педагогические диагностику и контроль) наличие или отсутствие понимания материала студентами, выставить оценку за полное или неполное понимание?
  4. Есть ли такая компетенция (способность) - "понимание"?
  5. А если понимание - это просто набор операций в голове учащегося? Тогда каких? 
Эти же вопросы адресовал коллегам. Увы, они вызвали у аудитории большие затруднения.
К чему я про это? Да к тому, что нам самим стоит прежде разобраться с тем, что такое понимание и как его измерять, прежде чем диагностировать отсутствие/наличие оного у студентов.

Кто поделится секретами про то, как работает с пониманием учащимися того, что им очно, дистанционно или смешанно преподает?


воскресенье, 19 января 2014 г.

Не ошибаемся ли мы в оценке нашего менталитета

Говорят, что менталитет у нас особый. Что в отличие от западного, ему свойственны коллективизм, общинность, что продолжают действовать традиции российской (имперской?) соборности, что с духовностью у нас получше, чем на индивидуалистском и всеконкурентном Западе.

Однако характер и культура в целом нашего сетевого взаимодействия, по крайней мере, среди илёнинцев, увы, этого не подтверждает. Врачу, исцелися сам, говорят медики. Учитель, научись взаимодействовать с коллегами! Перестань мериться харизмами и крутизной своих истин перед истинами (ложными по определению) оппонентов.

Не выходит у нас профессионального коллективного общения, как минимум в сфере Web 2.0.
Во-первых, потому, что причины разъединения таковы:
  • цель (суть) взаимодействия  забалтывается,
  • никакого анализа,
  • никакой совместно обсуждаемой стратегии,
  • никакой тактики (еще об этом).
Во-вторых, что никак мы не можем выработать правил, на которых можно строить конструктивное взаимодействие. Например, таких:
Правило 1.  Зафиксировать и без искажений воспроизводить исходную информацию без изменений, интерпретаций, анализа, оценок и искажений.
Правило 2. Выделить контекст, в котором исходный текст верно отражает описываемую реальность.
Правило 3. Определить, что в исходном тексте является излишним в рамках выявленного контекста..
Правило 4. Определить, что следует добавить в исходный текст (в рамках выявленного контекста).
Правило 5. Предложить изменения в исходный текст (в рамках выявленного контекста).
Правило 6. Окончательно проинтерпретировать (де факто, отредактировать) исходный текст (еще об этом).


Может, зря мы так носимся с нашим менталитетом, не выдумка ли он, не выдавание ли желаемого за действительное.
Выражаясь языком деятельностного подхода, давайте определим,
что нужно делать для того, чтобы соответствовать собственным представлениям о нашем менталитете. Впору, IMHO, начать прописывать соответствующие действия и операции. Глядишь, и своих учеников тому же научимся учить.

P.S. Принцип "Кукушка хвалит Петуха ..." как общинный или коллективистский чур не рассматривать.

Учимся создавать е-курсы и одновременно их создаем


Вы можете стать участником обучающего мероприятия и одновременно создателем собственного электронного курса. 

Сугубо дистанционного или смешанного; корпоративного или академического; для школьников или для "матерых" специалистов, повышающих свою квалификацию.

Приглашаем на дистанционную программу по разработке электронных курсов - корпоративных или академических. 

Презентация обучающе-консалтинговой сессии

Запись на сессию осуществляется на постоянной основе. Подробности

Данная учебная программа лицензирована. По итогам обучения выдается удостоверение о повышении квалификации

пятница, 17 января 2014 г.

Web 2.0 VS коллективизм да соборность ру.-e-learning'цев

Недавно дискутировали  с уважаемым коллегой про то,
нужно ли дополнять деятельностный подход в обучении понятием соборности как "конкретным системно-функциональным воплощением в виде сообщества практики".  Ибо "образование ... есть синергия процессов коллаборации, интеракции и вовлечённости на пути овладения компетентностью."

Как будто в дидактике нет набора действий (деятельностей), обеспечивающих синергию в ходе группового взаимодействия. Видно, нет или недостаточно, если мы ищем в качестве основания коллаборации аргументы извне обучения, извне методов и технологий обучения. Околофилософского основания. Вместо того, чтобы заниматься практикой и теоретическими вопросами обучения как такового, самого по себе...

Гегель говаривал, что философия равновелика и в Космосе и в сортире. Действительно, равновелика. Но всюду ли уместна ли? Неужто так необходимо искать философские (и социально-философские) основания ассенизации и прочих мировоззренческих и ценностных аспектов работы с фекалиями при подготовке золотарей?  Или при обучении будущих экологов, физиков, вышибал или менеджеров?

Давайте посмотрим, что говорят о соборности современные соборяне:
Новое мышление. Соборность

«Соборность», как духовная общность, духовное единство, была присуща нашим Предкам – русским, русичам, славянам в доисторические времена и века Древней истории. Русские сильны были Духом; соборне (народное изречение) - общими силами, содействием, согласием решали дела свои.

И не просто «духовное одичание» цивилизации, а планомерный и постоянный прессинг Тёмных Сил искоренял и уничтожал соборность русского народа. Духовное единство русских есть препятствие и смертельная опасность для Тёмных Сил (невозможность продвижения замысла: «Разделяй и властвуй!»). Потому и старались стереть из памяти русского народа (теперь многонационального) это прекрасное качество. Обратите внимание, вроде бы каждый из нас в отдельности и анализирует ситуацию (любую), и выход найдёт из этой ситуации, и обижать никого не хочет, и «человек хороший». А как сойдутся россияне на «партийное» собрание - Думу, Министерство или инициативную группу подъезда многоквартирного дома и … «в коллективе» прямо глупеют. Кричит каждый своё, не слушая другого; про цель сбора и про суть решаемой проблемы забывают напрочь; никакого анализа, никакой совместно обсуждаемой стратегии, про тактику и говорить нечего. В итоге люди обидятся друг на друга и разойдутся – по сути, разъединятся.

Если внимательно смотреть на ситуацию:

- это не отдельные случаи поведения коллективов русских;

- это существующий стереотип поведения русских в коллективе;

- это глубинный результат действия Тёмных Сил по уничтожению Русского Народа. Источник

Про Темные Силы не компетентен судить, не на того учился. Но вот с горькими мыслями про:
  1. А как сойдутся россияне на «партийное» собрание - Думу, Министерство или инициативную группу подъезда многоквартирного дома и … «в коллективе» прямо глупеют. 
  2. Кричит каждый своё, не слушая другого; про цель сбора и про суть решаемой проблемы забывают напрочь; 
  3. никакого анализа, никакой совместно обсуждаемой стратегии, про тактику и говорить нечего. В итоге люди обидятся друг на друга и разойдутся – по сути, разъединятся,.   
увы, не могу не согласиться. Чем не модель сетевого общения e-learning'цев?
И причины разъединения вполне рационально названы:
  • цель (суть) встречи забалтывается,
  • никакого анализа,
  • никакой совместно обсуждаемой стратегии,
  • никакой тактики.
То есть того, что, собственно и способно объединить общающихся вокруг общего дела. Не уверен, что общие предмет и методы анализа, выработка совместной стратегии и тактики имманенты исключительно соборности как таковой, но явно свойственны также любой  конструктивной и продуктивной групповой (коллективной) деятельности. Договоримся о них, и  Web 2.0 активность наша станет куда разумнее, ибо, как вслед за Зигмундом Фрейдом верно замечают авторы цитируемого отрывка, люди в толпе, «в коллективе» "прямо глупеют".

А часто если и приходят к общему решению, то дважды глупеют, поскольку находят выход из положения в приспособленчестве, в пассивном принятии мнения самой луженой глотки (или облаченной наибольшей властью или авторитетом, или мнением большинства (которое здесь по умолчанию неправо). Согласие ("соборность") достигается за счет конформизма.

Нужна такая культура сетевого общения, дабы подобного глупения не случалось. Не так ли?
Ударим коллективным разумом по коллективной же глупости!!!

Утомленные e-learning'ом

1. Несколько лет мне пришлось следить за эволюцией работы с электронными курсами в одной огромной компании (за время существования в ней e-learning число человеко-е-курсов в ней должно перевалить за миллион).
В первые 1-2 года сотрудники (речь идет здесь только о продуктах для персонала нижнего звена, для рядовых исполнителей, большинство из которых с высшим, кстати, образованием) весьма благосклонно относились к курсам. Созданным вполне традиционно: на каждом слайде текст и картинка (последние не всегда в тему, а чаще не в тему. Даже промежуточные тесты зачем-то иллюстрировались в духе комиксов, примерно половина из которых была нужна просто для того, чтоб на экране поменьше пустого места было).

В конце каждого из этих курсов предусмотрено место для того, чтобы сотрудники оставляли обратную связь.

В первые год-полтора отзывов было десятки тысяч и практически все - положительные. Затем их число стало резко убывать, а к концу третьего года формы обратной связи заполняли буквально единицы, да и в них содержались преимущественно негативные реакции.

Что случилось? Почему так произошло. Новые курсы (а их выпускалось все больше) были выполнены в том же духе, что и первые. Содержательно же, да и визуально новые продукты были явно лучше первых. Разве что под видом игровых элементов стали появляться элементы игривые и заигрывающие.
Думаю, срабатывали эффекты новизны и утомления. Новая форма работы сперва нравилась людям, создавала вокруг е-курсов благоприятный ореол, в лучах которого не замечались недостатки (ведь точно так же мы не замечаем до поры до времени недостатки тех, кто произвел на нас хорошее впечатление, кто нам нравится).

К концу третьего года интерес к е-курсам сменился разочарованием и ... нежеланием учиться, хоть от содержащихся в них знаний должен был зависеть успех в работе. Однако работники предпочитали учиться на рабочем месте и друг у друга, а не электронно, хотя продолжительность освоения каждого из представляемых в курсе продуктов занимала 2-3, максимум 4 часа.

Спросил у тренеров компании, что же вызывает отторжение от е-learning?
Ответы сотрудников продемонстировали весьма эмоционально, буквально в лицах, будто сами тренеры, а не сотрудники, обязаны проходить по несколько таких курсов в год:
- Уберите из них идиотские картинки и мультики, из-за загрузки которых приходится вдвое больше за компьютером сидеть.
- Достает жать кнопку "Далее" через каждые 5-10 строк текста, а если надо еще кликать по ссылкам, которых на слайде может быть и 5, и 10, и 15, вообще жесть.

2. Был на прошлой неделе в одном негосударственном учреждении, занимающемся исключительно обучением менеджеров. В том числе и в смешанной очно-дистанционном форме. Речь зашла о формате подачи учебного контента. Ученики-менеджеры просят заменить слайдовые курсы pdf-файлами. Им так удобнее с содержанием курсов работать.
Разумеется, pdf'ы для этой аудитории будут также иллюстированы. Но вот времени на разглядывание анимации (а тем более ее загрузку) они тратить не хотят. Если, конечно, речь не идет об анимированных по делу моделях всяких разных процессов и функций.

Клиент хочет текстового контента! Клиент всегда прав, как известно... 

Многие коллеги-илёнинцы говорят о необходимости преобладания визуальной информации в средствах электронного обучения, обо всяких инфографиках и майнд-мепах. Факты же порой свидельствуют о том, что учащимся оно не надо. И нет тут разницы, о слайдовых ли курсах или v-академиях речь идет.  Люди хотят учится, а не "спотыкаться" о картинки, ментальные карты, виртуальные комнаты, немотивированные ветвления или оскорбляющие анатомию лица человеческого аватары. И это тоже факт...

Источник

среда, 15 января 2014 г.

Педагогические функции и смысл мультимедиа в обучении

Недавно активно кипели дискуссии про то, что и как из мультимедиа использовать в обучении, есть ли смысл использовать на каждом экране е-курсов картинки, где и когда уместна инфографика, анимация и т.п.
Споры слегка поутихли, да проблема остается.
Тем более, что на подобные вопросы приходится отвечать тем, кто только-только пришел в e-learning или готовится прийти (а таких все больше и больше).

При решении этой проблемы мы отталкиваемся (среди прочих процедур) на такую "опорную таблицу", которую и предлагаем вашему вниманию (картинка кликабельна)


Как видно, в основу осмысленного отбора мультимедиа можно класть педагогические функции.
В пустующие ячейки таблицы вы можете вносить крестики/нулики или просто помешать, как в контейнер, описания нужного контента, а то и сам контент.

Держа перед  глазами подобную таблицу во время написания контента того или иного электронного средства обучения, вы можете рационально использовать те или иные виды мультимедиа в соответствии с их дидактическими функциями.

В итоге: осознанное, а не случайное использование мультимедиа, имеющее педагогический смысл, а не опору на всякого рода маркетинговые поветрия и субъективные нравится/не нравится.


понедельник, 13 января 2014 г.

Дистанционный курс по мобильному обучению

Одна из популярных и даже модных тем в последнее время в сообществах специалистов e-learning - мобильное обучение. Совренные мобильные девайсы, прежде всего планшеты, обладают практически всеми необходимимыми характеристиками для реализации нормального учебного процесса, что и настольные компьютеры и ноутбуки.
С телефонами/смартфонами работать не столь комфортно, но и их можно поставить на службу обучению. О том, как это делать, среди прочего, рассказывает дистанционный курс "Тесты, опросы и анкеты в мобильном обучении".
Любопытна история появления этого продукта. Его создатель - Константин Бугайчук - стал Мастером Зимней школы e-learning - 2013 и в числе многих призов получил право пройти курс педдизайна по программе "Проектирование е-курса с желаемым учебным результатом".
Непосредственно в ходе учебы и появился продукт Константина. В этом нет ничего удивительного, поскольку в рамках сессий их участинки разработывали собственные курсы в интересах своих организаций, порой даже не один, а два и более полноценных готовых продукта (например).
Курс же Константина - первый чисто учебный продукт, который, на наш взляд,  имеет достаточно оснований, чтобы из разряда "пробных" перейти в разряд коммерческих.
С описанием и программмой курса можно ознакомиться по соответствующим ссылкам. Важно, что Контантин много внимания уделяет тому, как корректно составлять  тестовые вопросы, что, увы, нам не всегда удается, поскольку очень непростое это дело. И, разумеется, как тесты, анкеты и опросы разумно использовать в учебном процессе с помощью мобильных девайсов.
Смотрите Демонстрационный ролик курса
Становитесь участником Зимней школы - 2014. У вас появится такая же возможность, которой Константин Бугайчук весьма продуктивно воспользовался.

пятница, 10 января 2014 г.

Кто такие педдизайнер и тьютор в e-learning

В условиях электронного (и дистанционного) обучения по сравнению с традиционным очным, существенно меняется роль таких субъектов педагогического процесса, как обучающие.

Применительно к e-learning целесообразно выделять две категории обучающих субъектов:
  • педагогические дизайнеры;
  • тьюторы.

Педагогический дизайн (как процесс) — это систематический, целостный процесс создания средства обучения, включающий в себя анализ потребностей в обучении и его целей, прогноз результатов обучения, постановку задачи на создание средства e-learning, разработку этого средства, методов и форм обучения, их апробацию и оценку эффективности.

Основные задачи педагогического дизайнера:
• Анализ потребности в обучении
• Уточнение объекта, предмета изучения
• Анализ цели обучения
• Анализ целевой аудитории (учащиеся)
• Анализ компетенций и ожидаемых результатов учения
• Формирование содержания программы (курса) обучения
• Анализ и структурирование учебных материалов
• Отбор средств обучения и учения
• Оптимизация затрат на создание обучающих продуктов исходя из ресурсов организации
• Определение используемых методов и форм обучения
• Разработка механизмов обратной связи от обучаемых и методов оценки их учения
• Разработка шаблонов оформления учебного материала
• Оказание методической помощи авторам медиа (учебного материала: текстов, видео, аудио и пр.)
• Структурирование и методическое редактирование материалов
• Апробация разработки
• Оценка учебной эффективности разработки

Тьютор — это специалист, управляющий самостоятельной работой обучаемых и учебным взаимодействием между ними в условиях электронного, компьютерного и/или дистанционного обучения.

Основными задачами тьютора являются:
• Пробуждение мотивов к учению
• Постановка учебных целей и задач перед обучаемыми
• Трансляция знаний, опыта, формирование и развитие умений и навыков, компетенций и способностей
• Организационно-распорядительная деятельность по обеспечению учебного процесса
• Организация взаимодействия между обучаемыми
• Получение обратной связи от обучаемых.
• Коррекция отклонений
• Текущий контроль процесса обучения
• Контроль качества знаний, умений, навыков и оценка компетенций

В отдельных случаях автор учебной программы, дизайнер и тьютор может оказаться одним и тем же лицом. Однако непрестанное усложнение самого процесса и средств компьютерного обучения ведет к тому, что автором, тьютором и педагогическим дизайнером средств ЭО все реже может выступать одно и то же лицо, на смену одиночкам идут коллективы разработчиков, среди которых не последнее место занимают также и визуальные дизайнеры и программисты, верстальщики, которые также имеют право на привнесение в обучающий продукт и плодов своего творчества. Становится очевидным, что ведущим лицом в разработке средств электронного обучения становится педагогический дизайнер.

При этом нужно иметь в виду что педагогический дизайн не исчерпывается лишь разработкой средств обучения. Это лишь конечный продукт деятельности дизайнера, фундаментальной профессиональной компетенцией которого должно, на наш взгляд, выступать владение инженерией знаний и, конкретнее, дидактической (педагогической) инженерией - «высокоточным» проектированием процесса обучения, которое впоследствии может быть воспроизведено в другой «точке» времени и пространства при выполнении заранее определенных условий" (K. Ruthven).

Источник

А вот вам "Международный стандарт компетенций педагогического дизайнера"

Долго, наивный, не мог понять, почему у нашей педагогической общественности настороженное отношение к педагогическому дизайну. Может, это настороженное отношение не к педдизайну, а к его "последователям" и инерпретаторам (= перевирателям)?

Наконец, понял, побывав в одном "особенно изощренном" виртуальном мире. Куда и предлагаю проследовать за мной:

Дано:
Потратил целых 36 минут для прослушивания одного нашего гуру и ... огурел до комка в глотке. Подозреваю, что нечто подобное произойдет и с нашими рядовыми (к коим и себя причисляю) коллегами.

Послушайте и посмотрите, запасшись мужеством: 
http://vacademia.com/record/detailed/1150
Прослушали? Тогда
Найти:
  • о чем говорит автор  целых 36 минут?
  • как можно наговоренное использовать в обучении?
  • что Вы из этой болтовни поняли?
  • что из наговоренного Вы сможете использовать на деле?
  • разумеет ли оратор, про что ораторствует столь неувернно и проникновенно?
  • наконец, а стоило ли тратить 36:12 на прослушивание?
Если найдете пазитиффные аргументы, признаю публично. что я нифига не знаю/понимаю в педдизайне и обращусь к Вам и упомянутому гуру за помощью и разъяснениями.

P.S. Чтобы не дискредитировать методологию  ADDIE в педдизайне, рекомендую прослушать серию толковых вебинаров (их там несколько, поищите, пжл.) про него Олега Лаврова "Педдизайн за 60 минут", размещенных  здесь.


четверг, 9 января 2014 г.

Дистанционный курс «Методика проектирования электронного курса»

Приглашаем освоить процессы дизайна (педагогического проектирования) электронных курсов от уточнения потребности в обучении и предмета изучения до разработки их поэкранных (постраничных, послайдовых) сценариев.
Продолжительность обучения – от 2-х до 5 недель (по желанию слушателя).
В процессе работы вам предстоит создать проект и фрагменты контента собственного курса, которые будут рецензироваться тьютором.
По итогам обучения выдается сертификат о повышении квалификации.

Программа курса

Начало занятий – в любое удобное для вас время.
Стоимость обучения – 3 500 российских рублей.

Контакты:
 info@newedu.su  
sales@verline.ru  
+ 7 (967) 305 44 04
или
Подать онлайн-заявку

Лица, успешно завершившие обучение получают скидку до 30% на дистанционную обучающе-консалтинговую сессию "Проектирование электронного курса с желаемым результатом".

среда, 8 января 2014 г.

Главное условие результативности обучения


Повышение результативности обучения происходит не в результате улучшения способов обучения, которыми пользуется учитель, а в результате того, что у учащихся появляется больше возможностей выстраивать свои знания.

Следовательно, все искусство и продуктивность обучения сводится к созданию условий, обеспечивающих процессы выстраивания и перестраивания учеником своих знаний и опыта.