четверг, 27 ноября 2014 г.

Как проходят наши дистанционные курсы (1)

Коллеги интересуются, как проходят дистанционные курсы для разработчиков электронных и смешанных курсов.
Приведу маленький пример про то, как бы работаем с рабочим сценарием электронного обучающего продукта. На желтом фоне - комментарии тьютора.

Пример взят из недавней учебной программы, организованной компанией "РаКурс"

Еще пример продукта, созданного слушателем этого  же курса. 

среда, 26 ноября 2014 г.

Три секрета создания учебного контента

От имени и по поручению научного предприятия "ИНИС-СОФТ" оказался в командировке. В страстно любимом мной Санкт-Петербурге. Не мог не заглянут к Дмитрию Кречману и в компанию "ГиперМетод" и нарвался на приглашение поучаствовать в семинаре. Коллеги из "ГиперМетода" сняли выступление и выложили запись. С благодарностью воспользуюсь этим фактом и перепощу материал:


вторник, 25 ноября 2014 г.

Дидактическая инженерия и педагогический дизайн? Кто чувствует разницу?

"Дидактическая инженерия направлена на использование научных методов и способствует формированию конструктивного мышления учителя. Дидактическая инженерия также способствует развитию аналитической аргументации учителя, нацеленного на применение макро- и микроанализа дидактических систем, процессов и ситуаций. Соответственно, дидактическая инженерия имеет свою собственную предметную область, характеризующуюся следующими основными параметрами:
·         изучение, разработка и конструирование образовательных продуктов, ориентированных на результат (напр., обучающих технологий);
·         приложение научного метода и конструкторского мышления к анализу дидактических систем, процессов и ситуаций в целях создания эффективной обучающей среды.


Рис. 8. Дидактическая инженерия и его главная практическая цель — разработка эффективной обучающей среды
Дидактическая инженерия имеет двойственную природу: она является как продуктом, так и процессом образовательной деятельности. Это продукт дидактического анализа и разработки, равно как процесс внедрения спроектированного обучающего продукта в обучающую среду. Таким образом, в качестве преподавательской деятельности дидактическую инженерию можно определить как серию шагов по анализу, разработке и конструированию обучающих продуктов и их использованию в образовательном процессе в целях получения ожидаемых результатов обучения".
"Педагогический дизайн это направление педагогической науки, связанное с разработкой и изучением объектов, условий, ситуаций, сценариев, поддерживающих образовательную деятельность.
Объектом педагогического дизайна является обучающая среда и входящие в ее состав вещи - реальные и виртуальные объекты, которые используются в образовательной деятельности. Целью педагогического дизайна является изменение поведения участников образовательной деятельности". Источник

воскресенье, 16 ноября 2014 г.

Онлайн-конференция «Вебинары. Возможности и решения» и выставка EXPOWEBINAR

Приятно, что организаторы мероприятий (проходят с 18 по 21 ноября) приняли решение и о возможности бесплатного участия в конференции.
 Желающие могут попасть на конференцию, зарегистрировавшись здесь


Обожаю собственные дистанционные курсы! - 2

Уже писал на эту тему.
Есть еще ряд причин любить собственные дистанционные курсы:
  • знакомство с замечательными людьми;
  • знакомство с интересными работами коллег (а число их превысило 200 человек), неважно, в каком объеме и в каком формате их работы представлены;
  • возможность самому узнать от коллег много нового;
  • возможность поучиться у коллег. Ведь и тьютор курса и его слушатели заняты одним делом: разработкой электронных курсов. Каждый может сказать каждому, что считает нужным и поделиться с коллегами своими мыслями и опытом.
 Приведу скриншоты домашнего задания одного из слушателей курса - Андрея Маленьких. Андрей работает инструктором производственного обучения  Негосударственного образовательного учреждения «Центр подготовки и тренажа» (г. Добрянка, Пермский край).

Меню курса. О цветовом решении курса, которое можно было бы сделать еще более комфортным для восприятия, умолчим. Здесь последнее слово принадлежит  стандартам е-курсов, задаваемых заказчиком.  



Здесь перед вами одно из решений страницы курса:
Все необходимые элементы экрана курса - кликабельны.

Весьма интересным с визуальной и функциональной точки зрения представляется решение главного (текстового) меню: вроде бы ничего из ряда вон выходящего, но уж очень толково, ИМХО, решено. Мимо такого оглавления трудно пройти:



Одними видеофрагментами (представлены в видеоменю) содержание разделов курса не исчерпывается. В них содержатся также весьма остроумно составленные коротенькие гипертекстовые фрагменты, которые в определенной логике выводятся на экран, живописно как бы замащивая его пространство (Впрочем, в процессе работы мы с Андреем нашли еще более изящное решение подачи пользователю текстовой информации).


Этот слайд комментировать не вижу смысла: на скриншоте и так все ясно представлено.
В курсе (потому он и курс, а не справочное пособие) содержатся задания тренировочного и контролирующего характера для менеджеров-учащихся.

Догадались, в каком средстве авторской разработки реализован этот продукт?
В iSpring.
Конечно, Андреем проделана колоссальная работа в Power Point. Однако, думается, не та бессмысленная и беспощадная деятельность по "художественной" рабской курсодеятельности ради портфолию, о которой писал ранее (iSpring-рабство VS iSpring-освобождение). 


В ходе учебного процесса (он же и процесс создания курса) не обошлось, естественно, без шероховатостей. Андрей получил немало замечаний по данной работе, которая вышла очень убедительной. Тьютор также получал советы и замечания от столь замечательного ученика.

А вот итоговая реакция Андрея на работу в курсе:
Я разрабатывал электронные курсы во всем, в чем их можно было разрабатывать. И говорил всем, что я – разработчик электронных курсов.
Пройдя обучение по программе  «Создание результативного электронного курса» я понял, что я не разработчик электронных курсов, и что я не разработал ни одного эффективного электронного курса. Почему? Да потому, что нельзя изучать высшую математику не зная таблицы умножения. Этот курс, как раз-таки даёт базовое понимание педагогического дизайна, той самой таблицы умножения, без которой невозможно создать профессиональный эффективный электронный курс.

Мне очень понравилась манера подачи материала ведущим Владимиром Наумовым, сразу видно – человек по-настоящему специалист. Все знания, в которых я нуждался, я получил. Ни больше, ни меньше.
Буду советовать коллегам!

Однако, в курсе недостаточно тематического материала касательно технической стороны реализации е-курса, недостаточно конкретики по этому вопросу. Быть может, это тема для отдельного курса (например: создание е-курса в CourseLab или iSpring).
Спасибо!

Отдельную благодарность хочу выразить компании "РаКурс" и ее директору по маркетингу Елене Ходак за отличную организацию курса и всех процессов, связанных с его проведением. И, особо, поблагодарить за подбор блестящей группы слушателей. Это надо уметь!

А если это реальный тренд для e-learning?

Сейчас, перед новым-очередным-эпохальным-да-как-всегда-кризисным годом пророки и гуру от eL начнут придумывать и компилировать списки грядущих трендов. Ну, если не придумывать, то заимствовать придуманное тренды на Западе, пока на них санкции - контр-санкции не наложили.

А ежели нет никакого тренда в обучении? То есть не то чтобы  вовсе нет, а тренд со времен Древних Греции да Индии один да единственный всего навсего: узнавать и учить узнавать, как мы узнаем о мире и себе + постоянно сомневаться в узнанном.

"Тренд" этот вечен, не меняется тысячелетиями. Меняются инструменты и методы узнавания о том, как мы это узнаем.
И уж точно применительно к  e-learning в тренды забавно записывать визуализации, геймификации, биг-даты, MOOC, коннективистские курсы и прочие инновации. Ну, не инструменты они и не методы такого узнавания в полном смысле.
Уж если и положено илёнинцам прогонозировать тренды, то рискну, вслед выложенному видео, предположить, что источниками всяких частных трендиков в развитии e-learning будут выступать когнитивные и нейронные процессы, научными и прикладными плодами описания которых воспользуются те, кто призван обучать и воспитывать.

Смотрите "Нейронаука поможет лучше учиться?"