вторник, 27 октября 2015 г.

Рекомендации начинающим тьюторам

В продолжение публикации о тьюторинге, размещаю рекомендации для начинающих тьюторов к одному из курсов, который проводился в Международном институте менеджмента ЛИНК.

Спасибо Вячеславу Лебсаку за предоставленный фрагмент из "Руководства для тьюторов", разработанного в МИМ ЛИНК. Детальнее рассмотреть тему о компетенции тьютора в открытом дистанционном (да и очном) образовании мы с Вячеславом Александровичем постараемся на вебинаре 5-го ноября.


понедельник, 12 октября 2015 г.

Как мы разрабатываем и внедряем системы психологического тестирования

В начале 2014 года Группа НЭО подключилась к поддержке, сопровождению и внедрению системы профессиональной психологической диагностики TESTER научно-производственного ООО "ИНИС-СОФТ".
Система представляет собой инструментальное средство, предназначенное для
  • проведения компьютерного тестирования и опросов персонала  и учащихся образовательных учреждений, занятых профессиональной подготовкой;
  • хранения, модификации и создания новых методик психологического тестирования   и различных опросников (сейчас их в его составе TESTER'а более150);
  • автоматизированной интерпретации результатов тестирования и опросов для различных категорий пользователей (испытуемых, HR'ов, психологов, руководителей) 
  • создания обобщенных  интерпретаций (психологических портретов) по батареям тестов для руководителей и других категорий пользователей;
  • проведение индивидуального и группового тестирования;
  • статистической обработки имеющихся  системе данных; 
  • выполнения функций автоматизированного банка информации о результатах тестирования.
Вся эта функциональность не требует сопровождения  психолога или специалиста по персоналу со стороны ИТ-специалистов.

Система поставляется не только как коробочный продукт для профессиональных психологов.  Чаще она адаптируется или модифицируется под конкретного заказчика, порой в ходе длительного и обстоятельного взаимодействия с ним. Замечательно, по существу в формате кейса, пример внедрения системы отражен в отзыве заказчика:


Вначале по результатам изучения потребностей и ожиданий заказчика была поставлена стандартная версия продукта с батареей тестов, сформированной в процессе совместного обсуждения.
В ходе опытной эксплуатации потребовалось внести коррективы:

После уточнения пожеланий заказчика в поставку были внесены изменения:
  • от части тестов решили отказаться;
  • переписали интерпретации тестов и систему автоматического генерирования психологических портретов испытуемых со специфического "психологического языка" на язык менеджеров и специалистов по управлению персоналом органов госстатистики:
Кроме того, провели обучение пользователей работе с системой и с тестовыми материалам (в том числе и с мультимедийными).

В качестве благодарности за конструктивное взаимодействие, теплые деловые отношения, сложившиеся с департаментом управления персоналом Белстата мы преподнесли коллегам бонус - электронный курс по организации и процедурам проведения тестирования:

суббота, 10 октября 2015 г.

Преподаватель и тьютор: две большие разницы

В наших постсоветских пенатах в поисках повышения качества обучения начинают обращаться к опыту тьюторинга. 
На одном из вебинаров на эту тему в чате "раздавались" реплики, вполне, впрочем, типичные:
- учитель начальных классов у нас и так по существу тьютор;
- в нашем вузе уже 30, 50, 70%% тьюторинга от общей учебной нагрузки, а у заочников вообще сплошной тьюторинг аж целых 5-10%% и т.п.

Увы, как вы лодку ни назовете, от этого она не поплывет. И не станет буйволом слон , даже если на его клетке начертать "буйвол". 

Преподаватель (учитель) и тьютор - это принципиально различные дидактические позиции:

Редкий профессионал способен непротиворечиво владеть обоими ролями - преподавателя и тьютора, тем более что исполнять их одновременно по отношению к одному и тому же обучаемому весьма проблематичо (Не случайно же в классическом британском обучении и, тем более, открытом обучении позиции лектора и тьютора(ов) распределены между разными специалистами). Максимум, ИМХО,  что может позволить себе наш обучающий в наших условиях, прежде всего вузовских: 
в одних видах преподавательской деятельности занимать роль лектора (учителя), а в других - исполнять роль личного (группового) наставника. А это крайне сложное дело, которому у нас не учили и сейчас практически не учат.

Тьюторинг - это совершенно отличные от преподавания инструменты обучения и воспитания:


Тьюторинг - удовольствие дорогое и требующее соответствующего кадрового обеспечения. Электронный тьюторинг - это, в понимании коллег из западных университетов, сопровождение живым тьютором студента, обучающегося дистанционно и/или с помощью электронных средств обучения и сетевых сервисов и  ресурсов. В ходе упомянутого же вебинира отдельные коллеги трактовали е-тьюторинг иначе: сопровождение учебного процесса (не ученика!) ЭОРами и т.п. средствами e-learning. 
Ничего не имею против! 
Против автоматизации процессов тьюторинга, то есть автоматизации процессов управления учением, профессиональным становлением  и личностным развитием  учащегося с учетом  мотивации, способностей, особенностей натуры и индивидуального стиля обучения. Увы, от этого мы еще дальше, чем от живого тьюторского сопровождения, принятого в открытом образовании. Ну, а в классическом варианте организации обучения преподаватель, классный руководитель, куратор, тренер, воспитатель, надзиратель и даже "личный коуч" ими и останутся, даже если завтра их каким приказом или постановлением в тьюторов переименуют. 

P.S. С нетерпением жду вебинара от коллег на тему «Профессия тьютор». Интересно, насколько близки наши позиции?  

понедельник, 5 октября 2015 г.

Модель обучаемого для тьюторов и коучей

Наткнулся на так такую вот замечательную модель "объекта тьюторско-тренерско-коучингового" воздействия. ИМХО, очень продуктивна.

Особо, думается, стоит обратить на нее внимание тьюторам, как вузовским, так и корпоративным. Отлично работает на индивидуализацию подхода к обучаемым, поскольку содержит необходимую и достаточную информацию о том, что тьютору необходимо знать об учащемся..