пятница, 19 февраля 2016 г.

Онлайн-курс "Инженерия знаний в e-learning"

Новейший тренд в развитии электронного и смешанного обучения – поворот к достижениям и открытиям когнитивных наук (искусственного интеллекта, когнитивной психологии, нейробиологии, психофизиологии и др.) в образовании.
В курсе "Инженерия знаний в e-learning" речь пойдет об использовании в обучении достижений инженерии знаний, о том, как наработанные ею методы и средства извлечения, представления, структурирования и применения знаний могут использоваться при разработке средств обучения и проведении учебного процесса.

ПРОГРАММА
  1. Инженерия знаний (ИЗ) как методология извлечения, представления, обработки, систематизации и применения знаний в обучении. Базовые умения и навыки как предпосылка приобретения новых. Движущий механизм обучения.
    • Практикум "Извлечение и порождение новых знаний на основе базовых умений и навыков"
  2. Извлечение, представление и систематизация знаний с помощью мультимедиа. Основные способы представления знаний. Классификация отношений понятий.
    • Практикум "Создание семантической сети"
  3. Данные, информация, знания. Преобразование информации в знание. Декларативные, процедурные и учебные знания. Процессы понимания. Классификация типов знаний и ИЗ.
    • Практикум "Создание интеракций, обеспечивающих понимание учебной дисциплины"
  4. Три домена знаний и компетентностный подход в обучении. Модель учащегося и стандарты обучения. Учебный процесс на основе модели обучаемого. Три подмодели учащегося.
    • Практикум "Создание фрагмента сценария курса на основе модели обучаемого"
  5. Отличия модели предметной области и предметной области учебной дисциплины. Метазнания. Тематическая, функциональная и семантическая модели учебной дисциплины.
    • Практикум "Создание фрагмента функциональной модели дисциплины"
  6. Иерархия учебных умений и навыков. Операционная и поведенческая модели предметной области учебной дисциплины.
    • Практикум "Составление схемы поведенческой модели дисцплины"

ФОРМАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Вы можете выбрать один из трех форматов обучения:
  • Вебинары - в течении 3 недель вы участвуете в 6 вебинарах. Каждая тема программы - вебинар. В неделю проводится 2 вебинара. Время проведения - понедельник и четверг, с 16:00 до 17:00.
  • Онлайн-курс - кроме участия в вебинарах, вы получаете доступ к электронным урокам, тестам и упражнениям на учебном портале для самостоятельного изучения, а также дополнительную неделю на изучение материалов и самостоятельную работу.
  • Наставничество - вы получаете доступ ко всем вебинарам и материалам. Кроме того, вы получаете подробные рецензии наставника на выполненные вами работы, дополнительные 2 недели на проработку материалов курса и 60 минут индивидуальных устных консультаций (Skype, телефон, виртуальный класс).
Контакты и запись на курс

вторник, 16 февраля 2016 г.

Куда «идут» СДО

Автор: Сергей Запорожченко

На сегодняшний день развитие систем дистанционного обучения движется по двум основными направлениями – «открытые» системы и «закрытые» системы.
«Открытые» системы – МООС-платформы, доступные для любого желающего.
Основная задача подобных проектов – воплотить в жизнь один из важнейших тезисов онлайн обучения, а именно - возможность массового обучения, доступного всем слоям населения, независимо от национальности, социального статуса, веры, цвета кожи и т. д. Так же, МООС популяризируют электронное обучение в принципе. Действительно, пользователи могут реально на себе проверить эффективность электронных курсов, оценить все удобства, связанные со свободой места и времени для обучения.
Первопроходцами по созданию МООС в начале 2010-х годов стали американские ВУЗы и позиционировались они как бесплатные ресурсы для всех и каждого, не только для студентов. После первой волны ажиотажа вокруг нового формата массового обучения, в 2014 году, были проведены статистические и  аналитические исследования.  Результаты получились весьма неожиданными – только половина зарегистрировавшихся пользователей хоть раз просмотрели хотя бы один раздел учебного курса, а только 4% закончили обучение по выбранному курсу.*
Другие исследования показали, что:
·                    средний возраст пользователя МООС – 34 года;
·                    82% процента пользователей МООС уже имеют, по крайней мере, одно, высшее образование;
·                    81% пользователей МООС уже работают.**
Следовательно, потенциальный пользователь МООС это не выпускник школы, который собирается получать первое высшее образование. Это связано с тем, что МООС подразумевают самостоятельную работу, а умение работать самостоятельно и понимание необходимости в самосовершенствовании, все-таки, характерно для более старшего возраста.
Разработчики МООС сейчас в затруднительном положении, так как путь развития таких ресурсов неочевиден – реальная массовость пользователей достигнута, но реальной массовой эффективности обучения не получилось добиться.
Однако, в изменениях просматривается общая тенденция развития МООС – сосредоточение внимания на коммуникации пользователей, вовлечение их в тематические общения, обсуждения. Все знают, что «в споре рождается истина», поэтому и выходит на первый план коннективисткая модель онлайн обучения. Начинают привлекаться специалисты, которые становятся фасилитаторами - руководителями групп слушателей. МООС уходят от дистанционной формы обучения студент- МООС, а приходят к модели студент- МООС -преподаватель. Получается своего рода смешанная форма обучение, но при этом дистанционная.
И в итоге получаем систему обучения, название которой уже придумали еще в 2000-х годах – экосистема обучения. Именно экосистема обучения и характеризуется прямой зависимостью эффективности получаемых слушателем знаний от грамотно организованного общения пользователей по темам учебных материалов. Так, не планируя этого, постепенно эволюционируя, МООС подтвердили право на существование, поначалу во многом непонятного термина, «экосистема обучения».
«Закрытые» системы – корпоративные системы дистанционного обучения (СДО).
В этот раздел можно включить все СДО, где пользователь записывается на курс администратором СДО – за принадлежность к учебному заведению, фирме или просто за деньги. При этом, корпоративные СДО – это не значит работающие в локальной сети конкретной компании. По статистике, на сегодняшний день, около 87 % СДО во всем мире являются веб-ориентированными СДО.
В современном мире тот сегмент рынка электронного обучения, который работает на корпоративный сектор, стремительно увеличивается в объемах. И эта тенденция характерна для стран всего мира. Даже те страны, в которых еще 10 лет назад ничего не знали про электронное обучение в принципе, активно развивают корпоративное электронное обучение. Грамотные руководители поняли, что обучая своих работников прямо в рабочее время (или давая работникам возможность учиться в свободное время, например, дома) они решают сразу несколько задач – мотивация работников к постоянному самосовершенствованию и повышению квалификации, экономия средств на командировки к местам проведения обучения работников, повышается привязанность работника к работодателю.
В подтверждение рассмотрим еще немного интересных мировых статистических показателей по данным опросов компаний, использующих корпоративные СДО:
·                    рост производительность труда может доходить до 50%, в том числе рост выработки на одного человека повышается на 26%;
·                    около 12% людей в качестве важной причины для увольнения из компании указывают невозможность совершенствовать свои знания на рабочем месте;
·                    72% компаний, утверждают, что использование корпоративного электронного обучения помогает «идти в ногу со временем», вовремя отслеживать развитие отрасли и не отставать от конкурентов в развитии;
·                   46% компаний считают, что корпоративное обучение с применением СДО способно помочь выбиться на лидирующие места в отрасли.***
Современные СДО, которые используются в корпоративном секторе, зачастую сочетают в себе еще и коммуникативные приложения (социальное общение внутри коллектива), возможность организации электронного документооборота и т. д.
В учебных заведениях все гораздо проще и сложнее одновременно. С одной стороны, учебные заведения стоят на передовой в войне с необразованностью - они и должны первыми внедрять и популяризировать электронное обучение, обеспечивая массовость в получении знаний. С другой стороны, учебные заведения не спешат отдавать приоритет новым формам обучения. Это связано, в первую очередь, с тем, что самые авторитетные люди, например, в ВУЗах – это люди пожилые, которые не выросли с компьютером на столе, мобильным телефоном в кармане, планшетом в рюкзаке. Они опасаются, что электронная и дистанционная формы обучения вытеснят их из ВУЗов, заменят, отправят на пенсию. Однако, это не так. Ведь основа эффективного электронного обучения – это учебный курс. А сделать грамотный, интересный, своевременный, понятный курс способны только опытные преподаватели, так как наличие ценного, с научной точки зрения, контента должно дополняться грамотным изложением этого учебного материала. А это под силу людям, у которых есть и научные знания, и умение донести материал до слушателя одновременно.

«Открытые» и «закрытые» системы электронного обучения – не конкуренты друг другу. Это различные грани глобальной системы дистанционного электронного обучения.

*http://www.nytimes.com/2013/12/11/us/after-setbacks-online-courses-are-rethought.html?_r=2&
**http://www.learndash.com/14-interesting-elearning-facts/

***http://www.learndash.com/14-interesting-elearning-facts/

четверг, 11 февраля 2016 г.

Магическая мощь тестирования, или Как тесты переворачивают обучение


Тестирование сегодня перевернуло процесс обучения с ног на голову. Вместо того чтобы использовать тесты для поощрения и оценки обучения, мы теперь с помощью тестов “тестируем нашу способность учить тестам”.

Не учение определяет тестирование, а тестирование диктует свои законы обучению. Вместо того чтобы выступать средством развития человека, тесты превратились в мерило человеческой ценности.
Карл Роджерс