вторник, 7 июня 2016 г.

О методической грамотности электронных и смешанных курсов

Чем дольше занимаюсь вопросами обучения, тем больше убеждаюсь, что в поисках "золотого ключика", открывающего дверь к результативному и качественному обучению, лежит не столько качество контента и преподавания, сколько характеристики управления учением.
Единство времени и места традиционного массового обучения, когда один говорит, а все одновременно слушают, также одновременно пишут контрольные и сдают экзамены,  лишает процессы обучения индивидуализации и гибкости.
Выход?
Рассинхронизация по времени и разнесение по разным местам  процессов преподавания и учения.
Какие способ обучения позволяет этого достичь?
Смешанное, конечно же, асинхронное обучение, при этом по возможности максимально автоматизированное и адаптивное, в рамках которого аудитория (точнее, каждый учащийся) имеет возможность осваивать материал индивидуально и в индивидуальном темпо-ритме и последовательности + в группах, работающих автономно от преподавателя, без его помощи по  содержательной части в ходе работы. Вот этими процессами можно и нужно управлять.

В лекционно-семинарской и классно-урочной системах, даже если классы перевернутые, а на лекциях и семинарах имитируется групповая работа (когда все решают одну задачу и в одно время в жестких временных рамках с одним и тем же заведомым результатом) процесс управления учением является ... разомкнутым:


Таким образом, разомкнутое управление учением по определению обречено на заведомо более низкие результаты:
Чем на это могут возразить те апологеты "Учителя-с-Большой-Буквы", которые, как луддиты. норовят объявить e-learning и blended learning " и ИК-Технологии в образовании "механическими и бездушными"? Какую альтернативу предложить возможностям (настоящего) e-learning? 

В действительности же дело обстоит так, что 
1. Учителя с Большой буквы как раз-то и умели (и умеют) в силу своих индивидуальных способностей и "многозадачности" обеспечить замкнутое обучение.
2. учителя же с обычной буквы обнаружили, что дистанционные копии их очной практики делают разомкнутость и некачественность их курсов (включая сугубо очные) очевидной. 
Увы, в традиционном очном формате эта очевидность визуально и во времени не всегда очевидна.
Вот и компенсируются последние геймификациями и визуализациями, "интересным контентом" и ясными текстами и прочей шелухой, превратно понимаемыми "групповыми да"активными с инновационными" формами", чтобы компенсировать разомкнутость своих преподавательских воздействия рассуждениями о методической грамотности и прочей "инфографике".
Выход?
Разумное (оптимальное) разделение труда между преподавателем и электронными средствами управления учением. 
Приходите на вебинар, обсудим. В том числе и на примерах из курсов.