воскресенье, 3 июля 2016 г.

Что такое управление учением

Почему речь об управлении учением? Да потому, что
  1. научить нельзя, можно только научиться. Точнее, можно научить, в смысле, загрузить в память ученика некую информацию, если она более или менее систематически и целенаправенно вводится ему в глаза и в уши. Так в этом случае и реклама учит, правдами и неправдами заполняя память. Не потому ли "обучение" порой строится на приемчиках и методчиках пиара и рекламы, а то и обыденных представлений о дидактичесом процессе?
  2. воспринимать, отличать новую информацию от старой, понимать ее, классифицировать, обобщать, оценивать и т.п., то есть собственно учиться, может лишь одни субъект - сам ученик. Преподаватель за и вместо ученика понимать данные и принимать решения, выпонять упражнения или креативить проектные решения по определению не может.
А теперь давайте вообразим, что наши подопечные, о чудо, наступило счастье(!),
  • научились учиться самостотельно,
  • их учебная активность достигла логической полноты, и они сами осваивают содержание дисциплины и необходимые умения и навыки как его составную часть.
Не становится ли в таких обстоятельствах излишним такое звено процесса обучения, как преподавание, и что тут делать преподавателю?
Ответ прост: поскольку научить нельзя, то задача 1) преподавателей и 2) авторов и верстальшиков учебного контента на всяких разных носителях состоит в том, чтобы
  1. Создать необходимые и достаточные условия для реализации процесса "учиться" (= учения).
  2. Управлять процессом учения.
Движущей силой обучения, его ведущим механизмом является управление учением.



Выделяется несколько моделей управления учением:
Подробнее о каждой из моделей управления учением, а также их возможных комбинациях в контексте работы того или иного образовательного учреждения, в том числе и при ограниченных ресурсах, мы с Сергеем Запаорожченко говорили во время вебинара "Модели управления учением в электронном и смешанном обучении".

Смотрите запись вебинара
Забирайте его презентацию.