суббота, 10 октября 2015 г.

Преподаватель и тьютор: две большие разницы

В наших постсоветских пенатах в поисках повышения качества обучения начинают обращаться к опыту тьюторинга. 
На одном из вебинаров на эту тему в чате "раздавались" реплики, вполне, впрочем, типичные:
- учитель начальных классов у нас и так по существу тьютор;
- в нашем вузе уже 30, 50, 70%% тьюторинга от общей учебной нагрузки, а у заочников вообще сплошной тьюторинг аж целых 5-10%% и т.п.

Увы, как вы лодку ни назовете, от этого она не поплывет. И не станет буйволом слон , даже если на его клетке начертать "буйвол". 

Преподаватель (учитель) и тьютор - это принципиально различные дидактические позиции:

Редкий профессионал способен непротиворечиво владеть обоими ролями - преподавателя и тьютора, тем более что исполнять их одновременно по отношению к одному и тому же обучаемому весьма проблематичо (Не случайно же в классическом британском обучении и, тем более, открытом обучении позиции лектора и тьютора(ов) распределены между разными специалистами). Максимум, ИМХО,  что может позволить себе наш обучающий в наших условиях, прежде всего вузовских: 
в одних видах преподавательской деятельности занимать роль лектора (учителя), а в других - исполнять роль личного (группового) наставника. А это крайне сложное дело, которому у нас не учили и сейчас практически не учат.

Тьюторинг - это совершенно отличные от преподавания инструменты обучения и воспитания:


Тьюторинг - удовольствие дорогое и требующее соответствующего кадрового обеспечения. Электронный тьюторинг - это, в понимании коллег из западных университетов, сопровождение живым тьютором студента, обучающегося дистанционно и/или с помощью электронных средств обучения и сетевых сервисов и  ресурсов. В ходе упомянутого же вебинира отдельные коллеги трактовали е-тьюторинг иначе: сопровождение учебного процесса (не ученика!) ЭОРами и т.п. средствами e-learning. 
Ничего не имею против! 
Против автоматизации процессов тьюторинга, то есть автоматизации процессов управления учением, профессиональным становлением  и личностным развитием  учащегося с учетом  мотивации, способностей, особенностей натуры и индивидуального стиля обучения. Увы, от этого мы еще дальше, чем от живого тьюторского сопровождения, принятого в открытом образовании. Ну, а в классическом варианте организации обучения преподаватель, классный руководитель, куратор, тренер, воспитатель, надзиратель и даже "личный коуч" ими и останутся, даже если завтра их каким приказом или постановлением в тьюторов переименуют. 

P.S. С нетерпением жду вебинара от коллег на тему «Профессия тьютор». Интересно, насколько близки наши позиции?  

2 комментария:

  1. "Против автоматизации процессов тьюторинга, то есть автоматизации процессов управления учением...". Без этого на основе учебной аналитики не будет ни качества, ни эффективности в ЭО. Так можно вернуться к мелу и доске, только те, кого обучают, не будут брать такие занятия

    ОтветитьУдалить
  2. Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Преподаватель И Тьютор: Две Большие Разницы >>>>> Download Now

    >>>>> Download Full

    Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Преподаватель И Тьютор: Две Большие Разницы >>>>> Download LINK

    >>>>> Download Now

    Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Преподаватель И Тьютор: Две Большие Разницы >>>>> Download Full

    >>>>> Download LINK

    ОтветитьУдалить