понедельник, 5 ноября 2012 г.

Крепостное право и компетентностный подход



Говорят, что после отмены крепостного права часть крестьянства страдала, так как не могла самостоятельно, без барина, организовать собственную жизнь.  Не знаю, целиком ли уместна здесь такая аналогия, но ситуация с неприятием компетентностного подхода отчасти ассоциируется у меня с этим обстоятельством.
Ответственность – это прежде всего инициированная самим человеком добровольная готовность взять на себя определенные обязательства,  активность в самостоятельном принятии решений.

Компетентностный подход в обучении (как в академическом, так и корпоративном) может встречать сопротивление, так как значительной части людей комфортнее быть «безответными» исполнителями чужой воли, нежели принимать на себя инициативы и нести за них ответственность.
Не способствуют реализации компетентностного подхода директивный стиль управления, принцип управленческого единоначалия, попросту неготовность, неумение и нежелание действовать в соответствии с декларированными компанией миссией и целями. 
С горечью приходится порой наблюдать, как благие намерения высшего менеджмента компании, воспринявшего идеи компетентностного подхода, самообучающейся и/или саморазвивающейся организации разбиваются о неумение или нежелание руководителей нижних иерархических уровней реализовывать намеченные высшим руководством ценности и процессы. Особенно остро это заметно в территориально распределенных организациях, где внутренние коммуникации могут работать с шумами, искажениями и опозданием. В академической сфере иные некогда солидные профессора если не ёрничают, то сознательно саботируют реализацию компетентностного подхода. Увы, можно наблюдать своего рода посткрепостной синдром и в академической среде. Впрочем, порой подобное явление связано не столько с мышлением крепостного, сколько с непризнанием за коллегами права также быть компетентными.

Ответственное самостоятельное мышление едва ли может возникнуть мгновенно после «издания соответствующего приказа». Мгновенно перепрыгнуть от исполнительского поведения (безответсвенной психологии) к ответственному едва ли возможно.  Компетенции и компетентное разумении оных нам предстоит выращивать, и ни один год, по капле выдавливая из себя крепостного.

Здесь уместно обратить внимание на такой документ, как «Европейские Квалификационные рамки (EQF)», где, наряду с требованиями к знаниям и навыкам, очерчены и компетенции. При этом последние описываются в терминах (в смысловом поле) «ответственность» и «автономия».
Вот как это выглядит:
Как видим, даже на относительно невысоком уровне подготовки, от работника требуется самоуправление (автономность) и некоторая ответственность.
Куда больше ответственности на 6 уровне Европейских квалификационных рамок (уровень специалиста, магистра):
Несложно заметить, что без изменений в сфере менеджмента, т.е. без предоставления работнику соответствующих условий для реализации его самостоятельности и ответственности, компетентностный подход также окажется благим пожеланием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий