Странный вопрос вынесен в заголовок, не правда ли?
«Теоретически» на него можно
ответит так: «Конечно же, яв-ля-ет-ся!».
На практике же, не
всегда и не во всем: даже самый
выдающийся Учитель не поступает абсолютно всегда и во всем разумно и педагогично. Мы ¾ живые существа, потому
устаем, пребываем в разном настроении, обременены симпатиями и антипатиями. Мы
имеем ограниченную память, довольно скромную скорость мыслительных действий, не
способны одновременно решать много задач, просчитывать комбинации всех
вариантов при принятия решений и т.п. Да
и ошибаемся мы же чаще, чем компьютеры. Кроме того, и, возможно, это печальнее всего с профессиональной точки зрения:
Снять такие, во многом естественные ограничения, способен
компьютер, точнее – интеллектуальные обучающие системы (ИОС). Одной из которых,
однако, увы, не очень совершенной, является преподаватель.
В век экспансии информационных технологий нам никуда не
деться от влияния науки и практических достижений искусственного интеллекта,
когнитивных психологии и лингвистики, нейробиологии и других когнитивных наук,
в том числе и на обучение. Их достижения
способны снять природные ограничения человеческого существа путем широкого
внедрения интеллектуальных обучающих систем. Или путем превращения преподавателя
в … более интеллектуальную обучающую систему, нежели принято считать, Потому
на роль методологической основы современной дидактики все активнее претендует искусственный
интеллект (ИИ) и его ветвь ¾ инженерия знаний (ИЗ),
изучающая знания как таковые, знания вообще; методы и средства их извлечения, приобретения,
представления, структурирования и применения.
Согласитесь, что современная дидактика отнюдь не имеет
предметом своего изучения методы и средства извлечения, представления,
структурирования и использования знаний.
Основные задачи дидактики давно (и не очень четко) описаны:
- описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;
- организация учебного процесса;
- разработка более эффективных процессов обучения;
- новые обучающие системы;
- новые технологии обучения
Только вот в эти задачи в явном виде не включены процессы
работы со знанием как таковым. Даже частные методики изучения конкретных
дисциплин больше работают с нюансами учебного процесса, нежели с процессами извлечения,
представления, структурирования и использования знаний.
Инженерия же знаний в обучении описывает не только многоуровневую
модель изучаемой предметной области, но и соотносит ее с моделью учащегося,
динамически изменяющейся по мере освоения этой предметной области, моделью
преподавания, моделью полного управления
учением каждого ученика индивидуально. А также взаимодействие каждой из этих
моделей со всеми остальными.
Влияние когнитивных наук на обучение с каждым годом
становится все сильнее. Появились такие дисциплины или направления исследований,
как: искусственный интеллект в обучении, педагогический дизайн как инженерия
знаний, дидактическая инженерия, нейронно-сетевое обучение и др. И видно, появятся
новые. Однако до сколько-нибудь удовлетворительного и
масштабного практического решения вопроса пока еще далеко. В концептуальных,
методологических решениях ясности пока больше, да уж больно сложна исследуемая
предметная область:
И все же, нам
представляется, ИЗ и ИИ знают о знаниях, овладении ими и их применении уже больше, полнее и точнее,
чем дидактика.
Как же совместить практику обучения и
дидактику с теорией, изучающей знания сами по себе? Ответ на этот вопрос
видится в следующем: сделать инженерию знаний методологической основой теории обучения
вообще и методик преподавания отдельных дисциплин в частности. Не игнорируя при этом душу человека, его эмоций и
переживаний, ценностей и идеалов.
Подробнее об ИЗ как методологии науки об обучении, а,
главное, о том как организовать учебный материал и проводить результативное обучение с соответствии с
достижениями ИЗ и ИИ мы расскажем в онлайн курсе: «Создание электронных курсов с использованием методов инженерии знаний».
И в следующих публикациях ...
Комментариев нет:
Отправить комментарий