среда, 25 января 2017 г.

Является ли преподаватель интеллектуальной обучающей системой?

Странный вопрос вынесен в заголовок, не правда ли? 
«Теоретически» на него можно ответит так: «Конечно же, яв-ля-ет-ся!».

На практике же,  не всегда и  не во всем: даже самый выдающийся Учитель не поступает абсолютно всегда и во всем  разумно и педагогично. Мы ¾ живые существа, потому устаем, пребываем в разном настроении, обременены симпатиями и антипатиями. Мы имеем ограниченную память, довольно скромную скорость мыслительных действий, не способны одновременно решать много задач, просчитывать комбинации всех вариантов при принятия решений и т.п.  Да и ошибаемся мы же чаще, чем компьютеры. Кроме того, и, возможно, это печальнее всего с профессиональной точки зрения:
Снять такие, во многом естественные ограничения, способен компьютер, точнее – интеллектуальные обучающие системы (ИОС). Одной из которых, однако, увы, не очень совершенной, является преподаватель.
В век экспансии информационных технологий нам никуда не деться от влияния науки и практических достижений искусственного интеллекта, когнитивных психологии и лингвистики, нейробиологии и других когнитивных наук, в том числе и на обучение.  Их достижения способны снять природные ограничения человеческого существа путем широкого внедрения интеллектуальных обучающих систем. Или путем превращения преподавателя в … более интеллектуальную обучающую систему, нежели принято считать,   Потому на роль методологической основы современной дидактики все активнее претендует искусственный интеллект (ИИ) и его ветвь  ¾ инженерия знаний (ИЗ), изучающая знания как таковые, знания вообще; методы и средства их извлечения, приобретения,  представления, структурирования и применения.

Согласитесь, что современная дидактика отнюдь не имеет предметом своего изучения методы и средства извлечения, представления, структурирования и использования знаний.
Основные задачи дидактики давно (и не очень четко) описаны

  • описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;
  • организация учебного процесса;
  • разработка более эффективных процессов обучения;
  • новые обучающие системы;
  • новые технологии обучения
Только вот в эти задачи в явном виде не включены процессы работы со знанием как таковым. Даже частные методики изучения конкретных дисциплин больше работают с нюансами учебного процесса, нежели с процессами извлечения, представления, структурирования и использования знаний.
Инженерия же знаний в обучении описывает не только многоуровневую модель изучаемой предметной области, но и соотносит ее с моделью учащегося, динамически изменяющейся по мере освоения этой предметной области, моделью преподавания,  моделью полного управления учением каждого ученика индивидуально. А также взаимодействие каждой из этих моделей со всеми остальными.  

Влияние когнитивных наук на обучение с каждым годом становится все сильнее. Появились такие дисциплины или направления исследований, как: искусственный интеллект в обучении, педагогический дизайн как инженерия знаний, дидактическая инженерия, нейронно-сетевое обучение и др. И видно, появятся новые.   Однако до сколько-нибудь удовлетворительного и масштабного практического решения вопроса пока еще далеко. В концептуальных, методологических решениях ясности пока больше, да уж больно сложна исследуемая предметная область:
И все же, нам представляется, ИЗ  и ИИ знают о знаниях, овладении ими и их применении уже больше, полнее и точнее, чем дидактика.
Как же совместить практику обучения и дидактику с теорией, изучающей знания сами по себе? Ответ на этот вопрос видится в следующем: сделать инженерию знаний методологической основой теории обучения вообще и методик преподавания отдельных дисциплин в частности. Не игнорируя при этом душу человека, его эмоций и переживаний, ценностей и идеалов.

Подробнее об ИЗ как методологии науки об обучении, а, главное, о том как организовать учебный материал и проводить результативное обучение с соответствии с достижениями ИЗ и ИИ мы расскажем в онлайн курсе: «Создание электронных курсов с использованием методов инженерии знаний».
И в следующих публикациях ...


Комментариев нет:

Отправить комментарий