Года три назад посчастливилось
мне целую неделю очно, а затем еще месяц дистанционно
работать с сотрудниками одного вуза. Дело шло прежде всего о
внедрении электронной и дистанционной составляющих в очный процесс,
о массовом переходе у смешанному обучению.
Первый «тренд»
из культивируемых в тот момент в этом вузе и бросившийся в глаза:
содержание и методы
поточного очного обучения один к одному, механически переносятся в онлайн.
Один к одному. В том же объеме. Не без
потерь, шумов и искажений, разумеется, связанных с
переносом привычных аудиторных видов работы в формат e-learning
1.0. За вычетом, по большому счету говоря, лабораторных /
семинарских / практических занятий из дистанциооного формата. С прибавлением
батарей формального во всех отношениях итогового, реже - редких промежуточных
тестов.
(Были, правда, и
интересные исключения. Особенно впечатлили практикумы по
электротехнике и электрическим машинам. Кроме того, по ряду предметов была
создана отличная по замыслу система контроля по учебным элементам. Увы, этот
замысел не воплотился должным образом в реальность и рассеялся втуне).
Лекций же как
таковых при этом никто радикально не отменял, разве что подтасовали
в учебном плане их число в «пользу» самостоятельной работы студентов.
По существу, речь
шла о механическом копировании и переносе содержания учебных дисциплин и форм учебной деятельности, о
делании одного и того же дважды: и очно и удаленно. В итоге: увеличение
нагрузки на преподавателей, падение их мотивации; отсутствие реальных изменений
в работе студентов, еще большее уменьшение возможностей для индивидуальной
работы с обучающимися.
Спрашиваю у преподавателей и руководства
вуза, а что позитивно изменилось в процессах:
·
организации обучения и управления им,
·
преподавания,
·
учения,
·
отработки практических навыков,
·
формирования
социальных компетенций
·
научно-исследовательской работы студентов?
Позитивная часть ответа (негативную
опустим) оказалась неожиданной для меня и не слишком убедительной:
теперь студенту нет необходимости ходить в библиотеку и «мучаться» от книжной
пыли + экономия денег на бумажные пособия. Однако качество доморощенного
контента е-курсов, а пересмотрел я их в том вузе почти 3 десятка, увы, явно
проигрывало содержанию книжных изданий.
Нужно ли такое смешанное обучение?
Поставил себя на место преподавателя (плавал, знаю), на место управленца (тоже
поплавал) и понял. Мне – не нужно.
Электронная и дистанционная составляющие
смешанного обучения нужны мне как преподавателю, как минимум, для:
·
избавления меня от необходимости из года в год творчески повторять то, что
аудитория может освоить и без меня;
·
индивидуализированного и максимально автоматизированного управления
тем, как учащиеся осваивают необходимый материал, для помощи им в
этом, а также коррекции их возможных ошибок. Чтобы высокоинтерактивное
электронное пособие обеспечивало (само)контролируемое самостоятельное глубокое
и прочное усвоение того материала, который в нем содержится;
·
повторения и закрепления, для многократной управляемой отработки тех
базовых знаний, умений вплоть до формирования навыков, без наличия которых у
учащегося с ним в вузе, а тем более на производстве, просто
не о чем разговаривать;
·
экономии преподавательской энергии и высвобождения от рутинных работ с
целью повышения удельного веса индивидуальной работы со студентами, ради очного
– диалогового и полилогового (группового) формирования их компетентности
(в смысле самостоятельности и ответственности при решении учебных задач и
практических проблем), формирования опыта креативности.
Ну, никак не понимаю, зачем нужны
еще электронные клоны массового традиционного обучения, в условиях
которого
Представьте себе систему смешанного
обучения, позволяющую учащемуся реализовывать следующие возможности:
·
проводить онлайн-оценку, которая идентифицировала бы
предпочтительный для него путь обучения;
·
использовать эту информацию для обсуждения с преподавателем
(тьютором или линейным руководителем), который
действительно имеет время и возможность осуществлять развитие обучаемого;
·
подобрать персональный план действий по личному развитию, который точно
необходим для его обучения;
·
осуществлять персональное развитие в то время, в тех
местах и в таком темпе, которые годятся для него;
·
посещать только те занятия, которые выбираются из общих программ для
создания собственной базы личных навыков;
·
работать практически во всем мире с вашими коллегами по новым
разработкам;
·
прослеживать результаты собственного обучения и создания личного
портфолио;
·
получать личный коучинг (обучение, консультирование), исходя из
собственных потребностей в обучении.
Такой виделась будущее системы
смешанного обучения в 2003 году Кэйю Торну, известному специалисту по
корпоративному обучению (Kaye
Thorne. Blended learning: how to integrate online and traditional
learning. London, 2003, p. 10). Что ж, будущее не
наступает мгновенно, но его ростки с каждым днем все очевиднее набираются сил.
Именно в этом направлении, а не путем клонирования традиционного
лекционно-семинарского формата, думается, следует воплощать идеи смешанного
обучения. Что нам мешает приблизить мечту,
кроме собственной нерасторпности да нерешительности?
Пусть не сразу, но шаг за шагом, правильно организуя учебный процесс, в течение
1-2, максимум 3-х лет любое образовательное учреждение, способно реализовать перечисленные
выше возможности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий