Возможно,
некоторые коллеги удивятся (как некогда был удивлен и я), что в образовательных
системах и/или учреждениях многих стран
(включая и некоторые постсоветские) отсутствует такая фундаментальная штука,
как программа учебного курса.
Вместо нее имеет
место куррикилум.
Куррикулум – это соглашение
между субъектами образовательного процесса: между обучающимся и/или государством,
и/или образовательным учреждением, и/или преподавателем (учителем, тьютором) о
том, как заказчик обучения и/или преподающие/воспитывающие будут осуществлять
обучение конкретной аудитории, в ходе освоения обучающимся конкретного курса.
Куррикулум
описывает:
- кому и когда
учиться,
- с какой целью (зачем,
в чем смысл) проводится обучение,
- что изучать,
- где, как, с помощью
чего учиться,
- как и с кем
взаимодействовать.
Однако даже среди
британских ученых (дидактов) существуют разные подходы к куррикулумам: в
дополнительном профобразовании, к примеру, выделяют классический и романтический куррикулумы.
Классический:
Не сложно
заметить, что такой куррикулум сильно похож на наши привычные программы курсов.
Романтический:
Такие куррикулумы
хороши для весьма продвинутых специалистов. Не всё в них для бакалавриата, надо
полагать, применимо.
Потому можно
выделить еще и академические (ВПО)
куррикулумы, думается, занимающие промежуточное положение между классическими и
романтическими, и в большинстве из академических также доминирует принцип
центрированности на учащемся.
В чем же
преимущество у куррикулумов перед традиционными программами курсов? Важнейшие отличия первых от вторых состоит в том, что
первые содержат сведения о
- реализуемых конкретным преподавателем подходах к преподаванию и учению (его (индивидуальную) философию курса).
- обязательствах преподающих перед теми, кто учится.
- обязательствах (ответственности) учащихся перед преподающими (и учебными заведениями).
- обязательствах обучающихся по отношению к соученикам и временным мини-группам.
- системе коррекции возможных отклонений (способах организации и получения обратной связи).
- порядке и критериях оценки результатов обучения.
Формальные,
спускаемые или требуемые сверху, как это у нас заведено, программы курсов курикулумам объективно
не мешают. Напротив, программы (описания предметной области курса), понимаемые
не как «бумажки для отчетности», а как основа для описания содержания обучения необходимы. Курикулумы же способны
превратить эти «бумажки» в программы
действий учащихся и обучающих по освоению содержания конкретных
курсов.
Следовательно,
куррикулум как описание
- активных действий обучающегося по достижению результатов обучения,
- действий преподавателя по обеспечению успешного овладения содержанием курса учениками,
- способов согласования совместных действий преподающих и учащихся,
Комментариев нет:
Отправить комментарий