воскресенье, 14 мая 2017 г.

Как привести процессы учения и преподавания в гармонию

С чего начинать  проектирование дистанционных или смешанных курсов?
Обычно процесс стартует со структурирования контента и с изложения материала, который нужно доставить обучающимся.
В итоге же мы получаем, как правило,  копию, и не всегда самую удачную, очной формы обучения.

А если поступить иначе, как того требует компетентностный, деятельностный подход к обучению? Начать разработку курса не с составления и доставки аудитории необходимых сведений,  а сразу с определения и формализации нужных результатов обучения.
Иными словами, сначала определить цель и задачи курса, затем составить систему обучающих упражнений. Снабдить их корректирующей обратной связью. И сделать это в таком объеме и с такой степенью детализации необходимых действий и составляющих их операций, умственных и практических, чтобы обеспечить желаемый результат. После чего можно переходить и к составлению  контрольных заданий.

Разумеется, такие упражнения и тесты следует создавать не случайным образом, не только по творческому наитию, но и по определенным правилам. В частности, для этого можно использовать иерархию (таксономию) результатов обучения Бенджамина Блума.
Проектирование курса начиная именно с его результатов посредством создания логичной системы заданий и тестов
  • существенно повышают точность и надежность  диагностики уровня обученности и объективность оценку результатов обучения;
  • обеспечивает не механическое зазубривание материала, а его планомерное понимание и усвоение, а также самостоятельный поиск обучающимися решения задач и порождение ими новых для себя знаний.
Овладение преподавателями и авторами ЭОР созданием заданий на основе той ли иной таксономии целей обучения как фундамента проектировании и проведения обучения не только, ИМХО, существенно повысит качество обучения, но и избавит от чрезмерных усилий по “выдумыванию” тестов и упражнений при неизменно высоком качестве создаваемых материалов.

На наш взгляд, такой подход способен привести процессы преподавания и учения в гармонию.

Что думаете коллеги?