Одним из метод интерактивного обучения является обучение
действием (или через действие).
Создатель метода Реджинальд Реванс вывел
Глубина и
ценность Q-знаний заключается в том, что мы узнаем что-то самостоятельно, т.е.
фактически, создаем собственные знания, тогда как большинство Р-знаний
нам кто-то предлагает уже готовыми.
Традиционная
система образования построена на Р-знаниях, в то время как «обучение действием»
в большей степени ориентировано на получение Q-знаний, где Р-знания являются
лишь средством для обучения.
Главный мотив обучения через действие ¾ преодолеть разрыв между «книжным» знанием и его
применением в практике обучения или производства.
Одним из инструментов обучения действием является система
вопросов, которые подразделяются на несколько групп:
1. Рамочные вопросы для введения в проблему (задачу).
2. Вопросы для решения проблем: Принятие решений.
3. Вопросы для предпринятия действий.
4. Вопросы для осуществления решений / действий.
5. Вопросы для групповой и/или индивидуальной рефлексии, оценки.
|
Шаблонами и инструкциями для составления таких вопросов мы "вооружаем" своих слушателей.
Групповое обсуждение в рамках обучения через действия состоит в ответах обучающихся на такие вопросы, адаптированные к конкретному виду деятельности, предметной области.
Групповое обсуждение в рамках обучения через действия состоит в ответах обучающихся на такие вопросы, адаптированные к конкретному виду деятельности, предметной области.
Вот что получилось у слушательницы нашего курса Ирины Вдовиной (Нижегородский институт развития образования), составившей вопросный "каркас" занятия action learning на тему «Информация и ее свойства. Основные понятия» для педогогов общеобразовательных школ (название курса «Основы информационной грамотности») /приводится в сокращении/ :
Название выбранного пункта (раздела) оглавления курса
|
Информация и ее свойства. Основные понятия
|
Вопросы для осуществления обучения через действие
|
|
1. Рамочные вопросы для введения в проблему (задачу)
|
Что такое информация?
Какими другими понятиями может быть заменено понятие
«информация»
Почему понятие «информация» сегодня стало весьма
актуально?
Почему для нашей работы важно определение этого
понятия?
Может ли быть единое мнение о понятии «информация»?
Что является препятствием на пути выработки
определенного мнения относительно понятия «информация»?
Каким может быть результат нашей совместной работы?
|
2. Вопросы для решения проблем: Принятие решений
|
Что для нас важно в этой ситуации многообразия
определения понятия «информация»?
Что вы думаете по поводу этой ситуации?
Что мы хотели бы получить в результате разрешения
данной ситуации?
Может ли быть ситуация не разрешена?
Какие последствиями это может сопровождаться?
Какую информацию о себе вы узнали на основе реакции на
эту ситуацию? Откуда вы это узнали?
|
3. Вопросы для предпринятия действий
|
Чего вы не знаете об этой ситуации?
Какие самые простые действия можно предпринять?
Какие радикальные действия вы могли бы предпринять?
Каково соотношение между положением вещей в настоящее
время и тем, каким бы вы хотели его видеть?
Как данная ситуация влияет лично на вас?
|
4. Вопросы для осуществления решений / действий
|
Что надо сделать в первую очередь?
Что вам мешает, вас останавливает?
Что произойдет, если вы не придете к единому мнению о
понятии «информации»?
Почему вы считаете, что определение понятия
«информации» имеет определенную ценность?
Что вызывает в этой ситуации беспокойство?
Если будет единое определение понятия «информация», что
вы будете чувствовать?
|
5. Вопросы для групповой и/или индивидуальной рефлексии, оценки
|
Пришли ли вы к единому мнению?
Можно ли считать, то группа предприняла определенные
усилия для выработки своего мнения о понятии «информация»?
Были ли у группы
разногласия?
В чем они заключались? Как вы их решали?
Как бы вы оценили деятельность группы по выработке
совместного решения, например, в 10- балльной системе?
Если это не 10, то,
что не позволило достичь максимума?
Если это 10, то можете ли вы это подтвердить фактами?
|
Обратите внимание, что И. Вдовина решилась на смелый шаг: освоение через действие абстрактных понятий, а это не так-то просто.
Надеюсь, не сложно заметить, что в наших онлайн курсах слушатели не только изучают обучение действием, но и весьма активно действуют, выполняя разнообразные домашние работы. Сейчас открыта запись на одни из таких курсов.
Надеюсь, не сложно заметить, что в наших онлайн курсах слушатели не только изучают обучение действием, но и весьма активно действуют, выполняя разнообразные домашние работы. Сейчас открыта запись на одни из таких курсов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий