Мне видится две главных, собственно дидактических,
проблемы, в отечественном онлайн
обучении:
1. Несовершенная организация и реализация управления
учением, то есть тем, что и как осваивает ученик и с каким качеством.
Такое управление должно быть, как минимум,
- цикличным (замкнутым), когда субъекту преподавания постоянно поступает вся информация об успехах и неуспехах каждого ученика при его работе с каждым учебным элементом;
- направленным, то есть персонифицированным (См.: … )
2. Несовершенная,
неполная, не систематическая обратная связь, то есть неправильное «предоставление
информации учащимся о правильности их работы»
(Роберт М. Ганье) с целью коррекции ошибок и отклонений.
ИМХО, традиционное очное и удаленное обучение просто
физически не позволяет реализовать ни замкнутого и направленного обучения, ни
обратной связи так, как следовало бы.
Решение этих проблемы на практике возможно двумя основными
способами:
- Автоматизацией процессов управления учением. А тут и до интеллектуальных обучающих систем рукой подать.
- Использованием методов интерактивного обучения, групповой и коллективной работы.
Это теоретически. На деле все не так просто. Тем не менее
нужно стремиться к преодолению этих объективных, на самом-то деле, трудностей.
Удается не все, не всегда, но шаг за шагом, от курса к курсу, от занятия к
занятию, путем многочисленных итераций к этому стоит неуклонно двигаться. Что мы осознанно и
делаем.
В интерактивном обучении преподаватель играет куда
меньшую роль, чем обучающийся, как ни трудно это уяснить нашим «Учителям-с-Большой-Буквы».
Здесь обратная связь от обучающихся к
преподающим куда важнее, чем обратная связь от них к ученику:
Дорогой преподаватель, делай не только "выполнение учебной программы", а и прежде всего то, что нужно в этой программе ученику.
Дорогой преподаватель, делай не только "выполнение учебной программы", а и прежде всего то, что нужно в этой программе ученику.
Взгляните на итоговую обратную связь одного из слушателей
недавно завершившегося курса о системе
активных и интерактивных заданий в ДО и смешанном обучении.
Получили ли мы правильную обратную связь про то, получил ли ученик от курса то, что ему, а не нам с рабочей программой нужно?
Получили ли мы правильную обратную связь про то, получил ли ученик от курса то, что ему, а не нам с рабочей программой нужно?
Далеко не все слушатели наших курсов дают обратную связь, примерно лишь 1/4 записавшихся.
Далеко не вся она столь позитивна.
Однако часто избегание откровенной обратной связи или
неумение реализовать в ней критику конструктивно не связаны с чисто
дидактическими причинами. Психологические и социальные стереотипы,
отлично выраженная еще Пушкиным констатация:
«Народ безмолвствует», громоздят социокультурные препятствия, мешающие переходу наших образовательных
учреждений к правильному управлению учением и интерактивным методам обучения (ни
то, ни другое немыслимо без обратной связи)
Да об этом в следующий раз.
Завтра же приходите на вебинар «Обратная связь вэлектронном (e-learning 1.0) и групповом смешанном обучении»
Комментариев нет:
Отправить комментарий