Современная
система образования, равно как и каждый профессиональный преподаватель и
учитель, оказываются перед решением весьма противоречивой задачи:
С
одной стороны, необходимо передать обучающимся некоторые знания и способы
деятельности, выработанные до и помимо их участия предшествующими поколениями.
С
другой - не подавить, а, напротив, максимально задействовать субъектность
учащегося и дать ей развиваться.
Субъектность - это
реализация качеств человека, состоящая в свободном, активном и ответственном,
изменении им окружающего мира и самого себя в соответствии с собственными
намерениями.
|
Налицо
две кажущихся противоположными задачи (и процесса):
- “Потребительское” обучение, требующая овладения чужими, внешними по отношению к ученику знаниями.
- “Субъектное” обучение, которое связано с решением задач, важных лично для ученика, с его индивидуальными намерениями, ожиданиями и возможностями самореализации.
Профессиональное
мастерство преподающих, думается, состоит в умении непротиворечиво соединить
формирование учащимися своих собственных, субъективно “выстраданных” знаний,
которые бы гармонично соотносились бы с “навязываемыми извне” объективными
фактами, процессами и способами действовать во внешней среде.
Как же
решить такую сложнейшую задачу методически? Как органично совместить передачу
знаний, контроль их усвоения с формированием субъектности ученика, гармонично
обеспечивающей конгруэнтные отношения с реальностью?
Наиболее
простым и очевидным инструментом для решения этой задачи могут выступать учебные
эвристики: комплекты специально организованных вопросов, которые, опираясь на
личный опыт и просто языковую компетентность ученика выступают в качестве
путеводной нити, проводника между его субъективностью и изучаемой предметной
областью. Так составленными вопросами, чтобы учениками или группой учащихся осознавались те связи и
ценности, которые способны соединить их
внутренний мир с внешним.
Примеры подобных вопросов:
- Что я могу почерпнуть для себя из этой лекции (параграфа учебника, электронного курса)?
- Что из этого материала могут почерпнуть окружающие меня люди? В чем польза от него?
- Что можно улучшить с помощью ..., или К каким улучшениям приведет использование этих знаний, умений?
- Кому, где, когда я буду (стану) нужен, изучив это?
Вопросы
непростые. Мастерство обучающих состоит в том, чтобы гибко ставить подобные
вопросы точно в актуальный момент учебного
процесса.
Так
существуют ли универсальные вопросники, которые работают “во всех случая жизни?
- спросите вы. Рискну ответить на этот вопрос положительно. Да,
существуют. Один из
них - эвристика (система вопросов),
разработанная Ричардом
Ларсоном. Ее
универсальность состоит не в том, что она простирается на все времена и контексты, а в том, что
- она позволяет а) изучать и б) описывать различные вещи: факты, процессы, события, абстрактные понятия и концепции, выдвигать и опровергать аргументы и суждения,
- преподаватель и даже ученик могут выбирать в предложенных Ларсоном группах вопросов те, что актуальны для них в данный момент,
- эвристика Ларсона проста для освоения и применения, очень компактна (занимает всего несколько машинописных страниц),
- любой может сократить, адаптировать или расширить эту эвристику под своих задачи,
- вопросы эвристики способны запускать оба вида активности ученика:
Использование
учебной эвристики Ларсона, других эвристик, реализация процесса вопрошания (вопросности, по Михаилу Бахтину) в
обучении представляется весьма многообещающим трендом центрированных на
учащемся методик обучения.
* * * * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий