У нас в обучении и образовании нынче мода на творчество: то, что креативно
и оригинально «по определению» есть хорошо. Общеизвестное и многократно
повторенное и повторяемое, сто раз проверенное и измеренное порой воспринимается
как мало интересное.
Однако в любом учении должны быть соблюдены
необходимые пропорции между общеизвестным
(науке, технологиям, практике деятельности,
даже обыденному сознанию), с одной стороны, и личным: оригинальным и субъективным – с другой. В
конце концов, учащиеся в школах разного уровня осваивают преимущественно то,
что стало известно до их появления на свет и давно стало достоянием культуры и
содержания обучения.
Как соблюсти баланс между общеизвестным и субъективным, механическим
восприятием материала и его творческой переработкой учеником? Теоретический
ответ на это вопрос был дан еще в античности, а вот на практическое его
разрешение, похоже, человечество и каждый его представитель обречены навеки.
Баланс между общеизвестным и личным в деле учения позволяют соблюсти описанные еще
древними греками топики.
Топики – это смысловые модели, которые позволяют изучающему ту или иную
дисциплину найти предметы для изучения и обработать их в своем сознании.
|
Использование топиков в обучении позволяет ученику:
- Обнаружить предмет изучения (Кто, что, где, зачем и т.п.) и его характеристики
- Подготовить ответ (устный или письменный; элементарный или в виде проекта, эссе) по итогам изучения чего-либо.
Топический (или эвристический) подход при этом рекомендует: прежде чем обратиться к
хитросплетениям изучаемого предмета, стоит запустить «превентивную» рефлексию:
спросить у себя, а что мне уже известно об изучаемом, что я об этом знаю, помню,
с чем я (мои знакомые) уже имели дело
ранее и что из этого вышло?
Специфика топиков состоит в том, что они создают своеобразный смысловой каркас, опираясь на который обучающийся может
вписать в общеизвестное нечто личное, субъективное, оригинальное.
Как это работает? Возьмите любой объект (к примеру, понятия «любовь» или «патриотизм»,
процесс «строительство скворечника» или «лечение ангины», предмет («молоток», «яблоня»
) или свойство («ленивый», «округлый») и попробуйте описать их, воспользовавшись
изображенным ниже «Колесом вопросов».
Помогает «Колесо» подступиться к теме? Упорядочивает мысли? Обращается к
вашей субъективности, возбуждает креативность? То-то!
Более того, подобное «Колесо» (и
другие сходные системы вопросов) помогают не только освежить имеющиеся знания и
опыт и побуждают к самостоятельному мышлению, но и позволяет обнаружить, где человеку
не хватает знаний и опыта, чтобы дать обоснованные ответы. Узнать о своем незнании!
Подобных вопросников может быть создана масса. В Средние века их «штамповали»
сотнями, а студентов заставляли зазубривать
их наизусть. Мы не призываем к механическому
«заглатыванию» таких «Колес». Есть куда более гуманные способы их встраивания в
учебный процесс.
Топики как смысловые схемы существуют в мышлении (а также в науках и
технологиях), надо полагать, объективно. В явном или не очень явном виде их
стоит включать в учебный процесс, поскольку они задают рамки познания и
практической деятельности, не распыляясь + объединяя в едином процессе учения предметное (объективное) и субъективное (личное). Топика обеспечивают целостность
информации из той или иной области. И да, для каждой предметной области (технологии,
науки, права,, искусства, набора правили и инструкций) существуют свои,
специфические, топики, которые задают параметры анализа и описания того или
иного аспекта изучаемой действительности и деятельности. Но существуют и универсальные топики, опирающиеся не на профессиональные компетенции, коими нужно овладевать особо и долго, а на естественную языковую компетенцию человека - носителя родного языка.
* * * * * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий