понедельник, 29 апреля 2019 г.

Набор шаблонов или инструмент для творчества?


У нас в обучении и образовании нынче мода на творчество: то, что креативно и оригинально «по определению» есть хорошо. Общеизвестное и многократно повторенное и повторяемое, сто раз  проверенное и измеренное порой воспринимается как мало интересное.
Однако в  любом учении должны быть соблюдены необходимые  пропорции между общеизвестным  (науке, технологиям, практике деятельности, даже обыденному сознанию), с одной стороны, и личным:  оригинальным и субъективным – с другой. В конце концов, учащиеся в школах разного уровня осваивают преимущественно то, что стало известно до их появления на свет и давно стало достоянием культуры и содержания обучения.
Как соблюсти баланс между общеизвестным и субъективным, механическим восприятием материала и его творческой переработкой учеником? Теоретический ответ на это вопрос был дан еще в античности, а вот на практическое его разрешение, похоже, человечество и каждый его представитель обречены навеки.
Баланс между общеизвестным и личным  в деле учения позволяют соблюсти описанные еще древними греками топики.

Топики – это смысловые модели, которые позволяют изучающему ту или иную дисциплину найти предметы для изучения и обработать их в своем сознании.

Использование топиков в обучении позволяет ученику:
  • Обнаружить предмет изучения (Кто, что, где, зачем и т.п.) и его характеристики
  • Подготовить ответ (устный или письменный; элементарный или в виде проекта, эссе) по итогам изучения чего-либо.

Топический (или эвристический) подход  при  этом рекомендует: прежде чем обратиться к хитросплетениям изучаемого предмета, стоит запустить «превентивную» рефлексию: спросить у себя, а что мне уже известно об изучаемом, что я об этом знаю, помню, с чем я  (мои знакомые) уже имели дело ранее и что из этого вышло?

Специфика топиков состоит в том, что они создают своеобразный смысловой  каркас, опираясь на который обучающийся может вписать в общеизвестное нечто личное, субъективное, оригинальное.
Как это работает? Возьмите любой объект (к примеру, понятия «любовь» или «патриотизм», процесс «строительство скворечника» или «лечение ангины», предмет («молоток», «яблоня» ) или свойство («ленивый», «округлый») и попробуйте описать их, воспользовавшись  изображенным ниже «Колесом вопросов».


Помогает «Колесо» подступиться к теме? Упорядочивает мысли? Обращается к вашей субъективности, возбуждает креативность? То-то!
Более того, подобное «Колесо»  (и другие сходные системы вопросов) помогают не только освежить имеющиеся знания и опыт и побуждают к самостоятельному мышлению, но и позволяет обнаружить, где человеку не хватает знаний и опыта, чтобы дать обоснованные  ответы. Узнать о своем незнании!
Подобных вопросников может быть создана масса. В Средние века их «штамповали» сотнями, а  студентов заставляли зазубривать их наизусть.  Мы не призываем к механическому «заглатыванию» таких «Колес». Есть куда более гуманные способы их встраивания в учебный процесс.
Топики как смысловые схемы существуют в мышлении (а также в науках и технологиях), надо полагать, объективно. В явном или не очень явном виде их стоит включать в учебный процесс, поскольку они задают рамки познания и практической деятельности, не распыляясь + объединяя в едином процессе учения предметное (объективное) и субъективное (личное). Топика обеспечивают целостность информации из той или иной области. И да, для каждой предметной области (технологии, науки, права,, искусства, набора правили и инструкций) существуют свои, специфические, топики, которые задают параметры анализа и описания того или иного аспекта изучаемой действительности и деятельности. Но существуют и универсальные топики, опирающиеся не на профессиональные компетенции, коими  нужно овладевать особо и долго, а на естественную языковую компетенцию человека - носителя родного языка.

*  *  * * * * 

Комментариев нет:

Отправить комментарий