Учащимся, будь то школьники, студенты или повышающие квалификацию
специалисты, приходится отвечать на
массу вопросов по поводу прочитанного или услышанного. Чаще всего, увы, это
ответы, особенно контрольные – это обязанность обучающихся, а не возможность
выражения их личных позиций, мнений и убеждений. Центрированное на учащемся обучение, формирование самостоятельно мыслящего
человека и специалиста требует специальных решений, которые помогут ученику осознать
и предъявить «городу и миру», что из изученного важно не только по требованию
извне, но и персонально для них: что им лично интересно, полезно и ценно, чем
они считают важным поделиться с соучениками и учителями, в соцсетях или с
коллегами.
Опрос учащихся не должен превращаться в допрос!
В качестве примера приведем фрагмент эвристики для решения математической (и не только математической, надо полагать) задачи, предложенной Дьердем Пойя:
Ученику необходимо задать самому себе вопросы вида:
Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточно? Или чрезмерно? Или противоречиво?
Подобные вопросы:
Опрос учащихся не должен превращаться в допрос!
Для этого сам ученик должен осознать и иметь возможность выбирать, какая
часть его личного опыта важна здесь и сейчас и может быть обнародована в рамках
учебного общения. То есть ученик должен
понять и осознать, что из прочитанного в учебниках, увиденного и услышанного на
занятиях требует ответов лично от него, а не по приказу извне.
Одним из инструментов, запускающим процессы активного и осознанного исследования
того, что ученики «вынуждены» осваивать в ходе формального обучения, являются
учебные эвристики и топики: системы вопросов и шаблонов для описания и интерпретации
изучаемого материала.
Эвристика или топик – это план, помогающий человеку изучить и рефлексивно освоить
свой собственный опыт в ходе изучения «чужих» знаний и выработке собственных.
Обучающиеся должны иметь у себя, «при
себе», владеть и применять эту технику работы с учебной информацией, поскольку
владение техниками постановки таких вопросов запускает самостоятельное
мышление.В качестве примера приведем фрагмент эвристики для решения математической (и не только математической, надо полагать) задачи, предложенной Дьердем Пойя:
Ученику необходимо задать самому себе вопросы вида:
Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточно? Или чрезмерно? Или противоречиво?
Подобные вопросы:
- способны стать импульсом для творчества ученика,
- подталкивают к выбору стратегии решения задачи,
- не сковывают инициативы учащегося,
- могут использоваться учеником по его выбору и желанию в зависимости от уровня имеющихся у него в данный момент знаний и ситуации общения.
* * * * *
Онлайн-курс:
(15- 25 мая 2019)
Комментариев нет:
Отправить комментарий