вторник, 19 ноября 2019 г.

"Острые углы" когнитивного процесса "оценивать"

Комментированный обзор основополагающего труда по таксономии образовательных целей (часть 1. Когнитивная сфера)

Когнитивный процесс “оценка”, согласно классической таксономии Блума, определяется как вынесение аргументированного суждения о том, соответствует ли содержание, значимость, ценность или правильность идей, работ, решений, методов, материалов и инструментов и т.п. некоторой конкретной цели цели (результату). 
Не всякие оценки педагогичны
Блум полагал: человек устроен так, что не может удержаться от оценивания почти всего, что попадает в сферу его внимания, интересов, деятельности и компетенций. Большая часть таких оценок в высшей степени эгоцентрична и субъективна в том смысле, что индивид судит о вещах по тому, как они относятся к его интересам и опыту жизнедеятельности. Так, идеи и объекты, вещи и отношения, которые для него привлекательны, он будет оценивать высоко,  в то время как те, которые менее полезны или привлекательны (но могут быть чрезвычайно полезны для других), оценены менее высоко. Хотя полезность является важным критерием для личностных оценок, те  могут формироваться по основаниям “подходит для меня”, личностной близости, отсутствие угрозы для себя, статуса, простоты понимания, минимизации усилий и т.п.  Это неприемлемо в сфере образования: формальные образовательные процедуры предназначены для развития более желательных, конгруэнтных знаний о предметной области, а не консервации привычных и эгоцентричных типов поведения.
Потому в таксономии Блума рассматриваются только те оценки, которые сделаны или могут быть сделаны с учетом различных критериев, прежде всего объективных. Такие оценки в высшей степени сознательны и обычно основаны на относительно адекватном понимании и анализе явлений, подлежащих оценке. Это: осознанность мышления, его обоснованность и контроль над ним  - позволяет относить когнитивные процессы на уровне “оценивать” к умственным навыкам высшего порядка.  
Человек по многим основаниям имеет право на собственное мнение так же, как и на собственные суждения о ценности чего-либо. Однако одной из основных целей образования является расширение основы, на которой базируются суждения.  В  результате освоения рациональных, научных или подтвержденные опытом когнитивных процедур обучающиеся будут 
·         учитывать большее разнообразие аспектов оцениваемых явлений;
·          иметь в виду более четкое представление о критериях и системах отсчета, используемых в процессе оценивания.
Педагогические страхи при работе с оценкой
Формальное образование в условиях демократии, как правило, чрезвычайно осторожно при вынесении оценок, особенно в области социальных и, отчасти, гуманитарных наук. Также это относится к оценке деятельности предприятий, органов власти, промышленных медицинских, компьютерных  и других технологий. В области точных и естественных наук подобные  опасения, как правило,  менее актуальны.  
В значительной степени избегание школой, вузом или преподавателем работы на уровне оценки продиктовано страхом, что обучение может настроить учащихся на необоснованно критическое отношение, прежде чем человек действительно станет достаточно зрелым, чтобы быть полностью информированным об альтернативах, а также негативных сторонах изучаемых явлений. 
В  условиях демократии принято считать, что каждый гражданин должен и вправе  - особенно по политическим проблемам - рассмотреть основные альтернативы, а  затем выносить свои оценки и  принимать  собственные решения. 
Во избежание преждевременных или чрезмерных дискуссий и споров рекомендуется акцентировать внимание на внутренних критериях оценки изучаемого материала: стандартах, точности, логичности, полноте. Чем старше становятся обучающиеся, чем выше уровень их профессиональной или социальной зрелости, тем уместнее вводить в учебный процесс задания на оценку по внешним критериям. Делать это следуют пошагово и постепенно, по мере того, как учащиеся станут готовы к этому.


Комментариев нет:

Отправить комментарий