среда, 13 ноября 2019 г.

Самое важное условие для формирования креативности в обучении

Комментированный обзор основополагающего труда по таксономии образовательных целей (часть 1. Когнитивная сфера)

Определение категории “синтез” 

Синтез - это  объединение элементов и частей в единое целое. Это процесс работы с отдельными элементами, деталями, фрагментами, частями и т. п. или их отдельными наборами.  Эти разрозненные элементы объединяют таким образом, чтобы создать некую целостность: паттерн, шаблон, предмет, структуру, процесс,  которые ранее не были четко представлены в учебном контенте (а то и в природе)  или напрямую не выводились из него. 
Как правило, синтез связан с рекомбинацией частей предыдущего опыта с новым материалом, перестроенном в заново созданное и в более или менее хорошо интегрированное с прошлым опытом целое. 
Синтез - умение объединять элементы для получения единого целого, создание чего-то нового, что ранее не создавалось или даже не было известно обучаемому.
Например: 
Разработать концепцию внедрения ДО в организации … … 
Составить рабочий сценарий курса на тему … … … 

Синтез - это категория в когнитивной области, которая наиболее четко обеспечивает творческое поведение - креативность - со стороны учащегося. Однако следует подчеркнуть, что это не совсем свободное творческое выражение, так как обычно ожидается, что ученик будет работать в рамках, установленных определенным образом.  

Трудности и ограничения реализации целей обучения на уровне “синтез”/создавать”

Основная проблема достижении целей синтеза - это обеспечение условий, благоприятных для творческой работы. Эта проблема не свойственна задачам синтеза самим по себе, но кажется, что она более важна, чем на других уровнях. 
Видимо, самое важное условие достижения целей синтеза  - это свобода. Оно подразумевает свободу от чрезмерного напряжения и от давления, чтобы принять определенную точку зрения. 
  1. Ученик должен знать и пользоваться тем, что результат его усилий не должен соответствовать взглядам преподавателя, или сообщества, или какого-либо другого авторитета. Чтобы усилия были  достаточно творческими, студент также должен иметь значительную свободу действий - в определении своих собственных целей, свободу определять материалы, способы мышления и деятельности  или другие элементы, которые входят в конечный продукт, и свободу определять его особенности.  
  2. Слишком сильный контроль и слишком подробные инструкции, видимо, душат креативность. 
  3. Количество учебного времени является еще одним важным условием. Многие задачи синтеза требуют гораздо больше времени, чем час или два. Ученический продукт, скорее всего, появится только после того, как ученик потратит много времени на ознакомление с заданием, изучение различных подходов, интерпретацию и анализ соответствующих материалов и опробование различных схем синтеза. 
  4. Проблема оценки. Упражнения, включающие синтез, часто дают довольно сложные продукты, для которых отсутствуют объективные критерии оценки. Новое стихотворение, новое музыкальное произведение, проект базы отдыха или водородного двигателя могут не поддаваться привычной  оценке. Кто должен судить о качестве нестандартного продукта и по каким стандартам? В отсутствие объективного стандарта, экспериментальной проверки, теории или т.п. порой трудно полагаться на … компетенцию преподавателя.
  5. Проблема инфраструктуры. Специальные материалы и оборудование для работы на уровне часто необходимы, но отсутствуют. Достижение целей синтеза в архитектурном дизайне или музыкальной композиции потребует отдельного оборудования в большей степени, чем для задач, связанных с анализом изучаемого. Материалы, которые должны использоваться для анализа классом, часто могут быть напечатаны, записаны или воспроизведены иным образом, чтобы вся группа могла работать с одним образцом или копией. Во многих случаях упражнения, призывающие к синтезу, можно правильно выполнять только на индивидуальной основе и в особых условиях , а такая практика довольно затратна.



Комментариев нет:

Отправить комментарий