суббота, 16 мая 2020 г.

Недержание темы как свойство педоботов

Серия «Уловки псевдообразовательного мышления»

В сети: в различных сообществах, блогах, форумах и т.п., — наблюдается один из вопиющих, на мой взгляд, парадоксов околопедагогического мышления,  который можно назвать недержанием темы:
то есть критикой, оценкой, перевиранием чужих тестов безотносительно их исходного содержания, идей и выводов их авторов.
При недержании темы неважно, что излагает лектор, автор поста, концепции, статьи или монографии. Важно, не вдаваясь в суть содержания, а лучше просто  игнорируя его, начать чужие тексты оценивать, критиковать или интрепретировать.
Например, инициатор(ы) общения сообщает(ют):
Смотреть таблицу

Человек, обладающий сколько-нибудь элементарной культурой мышления и минимальным уважением к ближнему своему, а тем более, к коллеге сначала разберется, о чем, собственно, сообщают авторы исходного контента, кто в нем действующие персонажи, в какой предметной области действуют. О чем, собственно, речь? Если исходных данных читателю не хватает, он может задать авторам уточняющий вопрос и восполнить пробелы. В сети, благо, такое возможно.
Ан нет! Мы любим действовать в условиях неопределенности и безбашенного креатива. Не пытаясь разобраться, в чем, собственно, дело (и не собираясь разбираться), начинаем оценивать, критиковать, домысливать ее содержание. Как вы думаете, какова была первая реакция на приведенную выше публикацию? 
Про детей, учителей, изучаемую дисциплину, критерии качества сайтов?
Дудки, это ниже нашей компетенции! Мы пальнем по проблеме глобально! А именно:
Видимо, под контингентом наш вконец огуревший гуру И.Барышев имел в виду 6-и, 7-и и 9-иклассников. Или все-таки педагогов? Велика тайна сия…
Однако бренный финансовый аспект не столь важен, как человеческая сторона описываемого процесса и таблицы критериев детского сайта. Не менее огуренный гуру на основе незамысловатого цитируемого (что не делает его некачественным или неправильным и тем более заговорщическим) материала делает неизвестно на основе чего вполне апокалиптический вывод:

Вся сеть переполнена такими околопедагогами и педагогами-ботами. Не знаю, делают ли они это бескорыстно-искренне или за отдельную оплату. Но делают вполне успешно, судя по числу подписчиков и лайков. Делают из нас с вами дураков, за высоконаучными словами, нравственными и идеологическими оценками и/или страшилками забалтывая реальные проблемы, факты и процессы.
Педагогический дизайн учит:
1. Что-либо оценивать, анализировать, применять, критиковать или предлагать взамен изложенного допустимо лишь в границах рассматриваемого исходного контекста, не выходя за пределы очерченных им границ. Пренебрежение этим правилом делает нас жертвами чужих манипуляций или собственных заблуждений. Выйти в иные контексты допустимо, сперва разобравшись с исходными.
2. Прежде чем реагировать на чьи-либо идеи: рассуждать, оценивать, дополнять, модернизировать или сокращать, критиковать их, сперва нужно знать и понимать «оригинал», не искажая его, Определить, что именно имели в виду инициаторы общения. Неважно, правы они или нет. Их правоту или ошибки и заблуждения нужно аргументированно описать и представить после исследования первоисточника.
А это труд. Куда проще: 
- клюнуть на «отмывание денег» (надо полагать, И.Барышев тут выступает в роли антикоррупционера, этакого педагого-Навального)
или
- поддаться на пустом месте паранояльному жуткому «кризису гуманитарного образования» интеллектуального гурмана П. Максименко. 

Цитируемы выше гиганты-педоботы потому технологизацию обучения и инженерные подходы к нему, педагогический дизайн где только могут критикуют. Ибо те, в частности, таксономия образовательных целей, предлагает простраивать учебный процесс так, чтобы если не исключить, то минимизировать подобные ошибки и ловушки сознания. Педдизайн с детства учит культуре непредвзятого мышления и диалога, формирует иммунитет к чужим манипуляциям, а также предупреждению или обнаружению собственных заблуждений и ошибок.
Мне лично как гуманисту боязно за процитированных педоботов. Особенно за тов. Максименко, который, судя по всему, нетривиальный кризис гуманитарного образования вместе с пандемией, то есть стресс заедает:
Приятного! Вы там держитесь! Все ок, раз аппетит не пропал ...


Комментариев нет:

Отправить комментарий