четверг, 18 марта 2021 г.

Персонализация и индивидуализация обучения

Развитие человека, а тем более, ребенка или молодого человека, может включать в себя разнонаправленные и порой противоречащие друг другу процессы. В контексте обучения их обобщенно можно выразить так:

Индивидуализация - это процесс помощи любому ученику как индивиду в адаптации, процесс приспособления, вписывания ученика в окружающий мир (в знания и опыт предшествующих поколений), в систему норм; процесс во многом конформный. Направлен на формирование в рамках норм, адаптивного, исполнительского поведения, воспроизведение норм и традиции.

Персонализация - это помощь личности (personality) в ее самоопределении и самореализации вне, над, сверх и порой вопреки навязываемым извне нормам и моделям деятельности. Процесс скорее нонкомфорный. Направлен на формирование реформаторов, творческие преобразования, совершенствование среды, на изменения; на уникальное и неповторимое в человеке, на поддержку его специфических сильных сторон и минимизацию проявления не лучших.


Оба этих процесса вправе соприсутствовать и объективно соприсутствуют в одном человеке. Важно, чтобы они были сбалансированы и не вели к разрушительным для человека учащегося и среды его обитания последствиям.

Образование может обеспечивать иллюзию такого баланса в рамках директивной педагогики, где на словах доминируют приспособительные процессы в ущерб продуктивно-преобразующим и), а может работать с обеими сразу, предоставляя учащемуся право выбора либо превалирующе конформных моделей поведения, либо, наряду с приспособительными, еще и таких моделей преобразующего нонкомформного поведения, которые ведут к свободному и ответственному(!), на свой страх и риск, изменению, совершенствованию окружающего субъекта мира. А также к самореализации специфических способностей и потребностей.

ИМХО, задача преподавателя и контента, а тем более, тьютора обеспечивать оптимальный баланс социального («стадного») и персонального (субъектно-личностного) начал в обучающемся. Потому и резонно различать индивидуализацию и персонализацию как разные одновременно протекающие процессы, течение которых может быть как достаточно гармоничным, так и непродуктивным и даже разрушительным. И работать с этими универсальными (всечеловеческими, всепсихическими и всесоциальными процессами, всетерриториальными и всекультурными) можно и нужно по-разному.



9 комментариев:

  1. Super-Duper site! I am Loving it!! Will come back again, Im taking your feed also, Thanks.https://crack6.com/boris-fx-mocha-pro-crack/

    ОтветитьУдалить
  2. My favorite thing About your post is that it is not like any other I have seen on the page.
    XSplit Broadcaster

    ОтветитьУдалить
  3. Your post style is super Awesome and unique from others I am visiting the page I like your style.



    Windows RAR

    ОтветитьУдалить
  4. You write in such an amazing style and I really enjoy visiting your website. I hope you'll continue to write like this in the future.

    Advanced System Repair Pro

    ОтветитьУдалить
  5. It's a great article. In the future, I hope you will write more like this.
    <a href="https://patchzip.com/dragan-ball-fighterz-crack/>Dragon Ball Fighterz</a>

    ОтветитьУдалить
  6. Your post style is super Awesome and unique from others I am visiting the page I like your style.https://crackstores.com/spectrasonics-omnisphere-crack/

    ОтветитьУдалить
  7. It's great to have you here. I really like the colours and theme.
    Is this your website? I'd like to start working on my project as soon as possible.
    If you don't mind, I was curious to know where you got this or what theme you're using.
    Thank you.

    HowToCrack Free Softwares

    ОтветитьУдалить