Выдающийся
британский исследовать Джон Равен внес весомый вклад в человековедение, размышляя о феноменах «компетентность» и «компетенция».
Согласно
Равену, компетентность человека (включая учащегося и работника) складывается из
трех составляющих:
- Совокупность умений и навыков, а также знаний (собственно компетенции).
- Мотивация (эмоционально-ценностностная сфера человека + готовность осуществлять действия по их реализации; волевые качества )
- Благоприятная окружающая, прежде всего социальная среда, позволяющая реализовывать условия 1 и 2. Иными словам, познания и поведение, мотивы и ценности носителя компетенций должны
- признаваться, разделяться или поддерживаться другими людьми из ближайшего окружения,
- поддерживаться на более высоком социальном уровне через систему общественных институтов, производственных структур, трудовых и социальных практик, технологий и т.п.)
Без
реализации хотя бы одного из этих условий говорить о компетентностном подходе,
мягко говоря, преждевременно. Без экивоков говоря – бессмысленно.
Пока
наше (не только постсоветское) образование детей и молодежи, развитие и
обучение персонала в организациях нацелено преимущественно на реализацию
условия 1. Второе и третье либо декларируются, либо реализуются по принципу «что
бог послал, то и имеем, с тем и работатем».
В
итоге, как пишет Равен (анализируя ситуацию конца 90-гг. прежде всего в Великобритании, которая не сильно изменилась)
мы имеем:
Источник |
Порой
меня «осеняет» сомнение: готово ли человечество и система образования, в частности,
к компетентностному подходу. Прежде всего к реализации третьего условия его
реализации. ИМХО, еще не совсем, не полной мере. Однако достижения Д. Равена и
его единомышленников, идеи Ноама Хомского, запустившего термин «компетентность»
в широкий научный оборот, создают предпосылки, формируют кадры и условия для
этого.
Публикация на эту же тему: Три слова, "украденные" у понятия "компетенция"
Публикация на эту же тему: Три слова, "украденные" у понятия "компетенция"
Комментариев нет:
Отправить комментарий