В последнее время все больше занимает вопрос о том, что нужна новая - электронная - дидактика.
Основным ее постулатом видится следующее:
Обучение (да и образование в целом) имеют целью подготовить людей к деятельности, то есть учащиеся учатся для того, чтобы делать нечто общественно полезное и не во вред обществу или себе.
Если делает, значит знает (за исключение полностью автоматизированных действий, т.е. навыков, где, чтобы стать компетентным, нужно забыть то, что ты знал). Сами же знания выступают лишь как средство и/или как программы (подобные компьютерным) практической и/или интеллектуальной деятельности.
Знать - не значит делать. Знать - не значит мыслить. Знать - не значит обладать умом.
Попробую проиллюстрировать эту мысль продуктом труда одного преподавателя. Назначение приведенного ниже алгоритма - помочь преподавателю осознать предмет изучения той учебной дисциплины, которую он преподает.
Как ни критически бы я или кто-то из нас не относился к ФГОСам, едва ли они имеют целью отучить преподавателя думать самостоятельно, то есть быть автономной зрелой личностью, рационально понимать и выводить хотя бы, каков предмет излагаемой им дисциплины.
Увы, знаниецентрированный подход и превратно понимаемый ФГОС могут мотивировать к творчеству (бездумным отпискам) в духе "предметом изучения дисциплины "Информатика" будет предмет дисциплины "Информатика". Впрочем, такой подход имеет одно преимущество: позволяет работать беспредметно, тем самым снимая с преподавателей и вузов ответственность за гарантированный результат обучения. Особенно боятся точных формулировок предмета и цели обучения (того, что будет делать ученик после освоения предмета) корпоративные учебные центры и университеты.
Электронная дидактика (и в этом ей помогает предшествующий ей педагогический дизайн) могла бы иначе подходить к определению предмета изучения:
Основным ее постулатом видится следующее:
Обучение (да и образование в целом) имеют целью подготовить людей к деятельности, то есть учащиеся учатся для того, чтобы делать нечто общественно полезное и не во вред обществу или себе.
Если делает, значит знает (за исключение полностью автоматизированных действий, т.е. навыков, где, чтобы стать компетентным, нужно забыть то, что ты знал). Сами же знания выступают лишь как средство и/или как программы (подобные компьютерным) практической и/или интеллектуальной деятельности.
Знать - не значит делать. Знать - не значит мыслить. Знать - не значит обладать умом.
Попробую проиллюстрировать эту мысль продуктом труда одного преподавателя. Назначение приведенного ниже алгоритма - помочь преподавателю осознать предмет изучения той учебной дисциплины, которую он преподает.
ФИО: …………………………..
Название, тема курса: Информатика
Таблица 1. Алгоритм обработки запроса на курс
№ шага | Действия | Ваши пошаговые записи | |
1 | Фиксация запроса в том виде, в котором он поступил | Разработка инновационных дидактических материалов и учебно-методического обеспечения для основной образовательной программы по дисциплине «Информатика» с возможной реализацией их использования в обучающей среде Moodle или иной электронной обучающей среде. | |
2 | Выбор параметра, нуждающегося в изменении | Результативность | Качество формирования компетенций обучающегося (в соответствии с ФГОС ВПО) в результате освоения учебной дисциплины. |
Поведение | - | ||
3 | Фиксируем то, что нуждается в изменении | Нужно изменить: Качество формирования компетенций обучающегося в результате освоения учебной дисциплины. | |
4 | Фиксируем желаемое состояние | Нужно получить: Более высокое качество формирования упомянутых выше компетенций (выражаемое, например, в виде увеличения среднего балла успеваемости обучающихся по дисциплине). | |
5 | Окончательно редактируем запрос | Предметом изучения будет предмет дисциплины «Информатика» с использованием для ее освоения возможностей обучающей среды Moodle или иной электронной обучающей среды. |
Увы, знаниецентрированный подход и превратно понимаемый ФГОС могут мотивировать к творчеству (бездумным отпискам) в духе "предметом изучения дисциплины "Информатика" будет предмет дисциплины "Информатика". Впрочем, такой подход имеет одно преимущество: позволяет работать беспредметно, тем самым снимая с преподавателей и вузов ответственность за гарантированный результат обучения. Особенно боятся точных формулировок предмета и цели обучения (того, что будет делать ученик после освоения предмета) корпоративные учебные центры и университеты.
Электронная дидактика (и в этом ей помогает предшествующий ей педагогический дизайн) могла бы иначе подходить к определению предмета изучения:
Предметом изучения будет то, что станет правильно использовать ученик
после изучения той или иной дисциплины (конкретного курса).
Резюме:
Подготовку преподавателя нужно начинать с освоения им методики определения предмета транслируемых им дисциплин (курсов). Увы, этому традиционная дидактика не шибко глубоко учит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий