четверг, 12 апреля 2018 г.

Как мы проводим свои онлайн программы


В конце обучения на наших открытых онлайн курсах мы предлагаем слушателям поделиться своими впечатлениями и размышлениями о проделанной работе. Чьей? И нашей, и самого слушателя. По его усмотрению.
При этом мы «не стесняемся» попросить коллег-слушателей и покритиковать нас  (см. п. 2 на скриншоте ниже).


Нужно отметить, что «официальными» отзывами делятся далеко не все слушатели. Мы знаем, что открытые дистанционные курсы (от глобальных МООС до скромных наших) заканчивают далеко не многие, на них записавшихся. Не знаю, как на других курсах, но на наших откликами (официальными, да еще и с предоставлением права на их опубликование) также делятся не все слушатели. Увы, о причинах этого мы можем только догадываться, не решаясь публично строить никаких предположений. Мы сами сомневаемся в обоснованности своих соображений по этому вопросу.
Тем не менее такие отзывы, пусть и немногочисленные (их оставляют от 15 до (редкие случаи) 50%% слушателей) – это не только информация к размышлению, но и обобщение проделанной как и нами, так и слушателями работы. Таким обобщениям, видимо, стоит доверять.
Итак, отзыв одной из наших слушательниц (речь идет о курсе о ключевых аспектах смешанного обучения и важнейших моментах деятельности преподавателей и/или составителей учебных материалов для смешанных курсов):


Вот она, так горячо любимая нами критика (см. ответ 2)! Почему любимая? Да потому, что позволяет обнаруживать слабые звенья в своей работе, и в ходе мыслей наших слушателей.
Раз критика есть, нужно оправдываться или отвечать по существу. Дело в том, что госпожа Виноградова выбрала самый «скромный» режим  обучения, предусматривающий пассивное участие в  курсе.
В наших курсах несколько режимов, или уровней, обучения: обычно 4, иногда 3, 5 или 6. В зависимости от выбранного режима различаются объемы предоставляемых аудитории  материалов, способы взаимодействия тьютора(ов) с обучающимися, количество и виды домашних заданий, отзывов и рецензий на них; возможности задавать ведущим курсов вопросы, получать устные и письменные индивидуальные консультации, общаться с другими слушателями, исправлять возможные ошибки или совершенствовать собственные курсы (их фрагменты) и т.п. Подробнее о причинах и выгодах введения в наши курсы нескольких режимов (уровней) обучения читайте  Как реализовать много парадигм обучения в одном и том же курсе.    
В данном случае, люди, выбравшие тот  же режим, что и Светлана (3 человека из 13), могли посещать и получать материалы вебинаров, общаться с ведущим только на них, изучать имеющиеся в  LMS лекции, получать дополнительные (и далеко не все) материалы и ссылки и т.п. И ничего более! Никакого иного общения с ведущими для слушателей  в таком режиме обучения не предусмотрено.
Светлана (ведущий методист в одной из коммерческих компаний) ожидала, прочитав анонс курса, «некого сводного пособия». Вот это хорошая информация к размышлению и уточнению. Анонсы мероприятий нам  нужно составлять лучше. И про "сводное пособие" подумать, хоть мы считаем, что учебный курс - это не пособие, а процесс.
Но при этом нам хотелось бы, чтобы слушатели наших курсов понимали:
  • мы не ловим для вас рыбу, мы даем вам «букет» из нескольких удочек, каждую из которых или их комбинацию нужно использовать в нужный момент. Иначе говоря: мы не даем готовых решений, ибо нет готовых решений на все случаи blended  learning. Вот удочки. Букет из них сложите сами.
Коллеги, бойтесь тех специалистов, которые по недомыслию или ради денег заявляют, что могут дать готовые «сводные» решения в деле смешанного обучения в открытых (не корпоративных курсах), ибо таких решений не существует по определению! В каждой учебной организации – своя специфика. Копировать чужие решения, пусть и идеальные в их контекстах (коих также не существует, ни контекстов, ни решений) – значит обрекать себя на ошибки. Более или менее серьезные.  Готовые решения нужно либо адаптировать под себя, свой профессиональный стиль, а главное, к условиям своей  организации, либо … отбрасывать как мало подходящие здесь-и-сейчас. Вот этим-то  мы и занимаемся со слушателями, выбирающими высшие уровни обучения или на закрытых корпоративных курсах.
  • С.Виноградова писала о 200-ах ссылках, о неудобстве работы с ними (примем к сведению, поищем пути решения). Светлане сильно повезло! В одном из наших онлайн курсов также по тематике смешанного  обучения ссылок  было более 6000. Дело в том, что смешанные курсы (настоящие) должны быть избыточны. То есть содержать базовые сведения и формировать такие же умения + иметь иной материал - необязательный: попроще и посложнее, для углубленного изучения, факультативный, вспомогательный. И мы всегда четко говорим аудитории, какие материалы являются базовыми (обязательными), а какие дополнительными, изучение которых носит добровольный характер.

Мы предупреждаем коллег:  все, что в меню модуля идет с отступом вправо, то необязательные к изучению фрагменты. В них-то и лежит большая часть ссылок. Очень рады, что коллега обратилась и к необязательным материалам.
Но вернемся к отзыву:
Думается, что ответ Светланы на 3-й вопрос в комментариях не нуждается. Иначе пришлось бы пересказывать содержание курса про преимущества смешанного обучения перед очным, про типы знаний и их правильное использование, о разных подходах и т.д.
А вот ответ 4 кажется нам очень значимым. Даже комплиментом! В одном не соглашусь с коллегой: наверняка уйдет больше года, чтобы реализовать «хотя бы основные положения» при создании хотя бы одного своего курса объемом в 60 и более академических часов. Но мы в ходе курса неустанно повторяем: не нужно использовать все и сразу - это гарантия неуспеха. Действуйте шаг за шагом. При этом мы гарантируем, что содержание этого курса не устареет и прослужит его аудитории  минимум еще лет 7-10 (скорее и все 20-30).

P.S. Приглашаем на вебинар  Создание системы заданий вэлектронных и смешанных курсах. На нем мы хотим обсудить, нужно ли запустить нам очередной курс про то, как создавать систему учебных заданий в рамках человекоцентрированного подхода к обучению. То есть ни про таксономию Блума, ни про программированное обучение, ни про задания  на механическое запоминание и воспроизведение изученного в рамках этого курса рассматриваться не будет. Только система творческих, продуктивных, индивидуальных, парных и групповых заданий в рамках смешанного и дистанционного обучения.

Похожие публикации:

Комментариев нет:

Отправить комментарий