воскресенье, 8 апреля 2018 г.

Трудные вопросы создания учебных заданий. Проблема 1


Самыми простыми вопросами, которые приходится решать и которые отчасти, руководствуясь здравым смыслом, по привычке или по наитию решаются при создании разного рода заданий, упражнений, вопросов, тестов и тому подобное, пожалуй, такие:
  • Сколько штук тренировочных и контрольных заданий должно быть в курсе?
  • Когда они должны выполняться и, вытекающие из него,
    • как часто? сколько раз?
    • где, в какой момент учебного процесса их “запускать в дело”?
    • где размещать в курсе тренировочные, контрольные задания, упражнения?
Остановитесь на мгновение, коллега, у спросите у себя, если ли у вас
  1. готовые ответы на эти вопросы?
  2. принципиальные подходы к тому, как на них отвечать?
Если в первый или оба раза раза вы ответили утвердительно, или “скорее да, чем нет”, примите наши поздравления. Теперь самое время обратиться к более серьезным сторонам дела.

В общем и высшем формальном образовании эти вопросы стали решаться куда успешнее с введением образовательных стандартов, опирающихся на описания результатов обучения. Прямо или косвенно, не мытьем, так катаньем они содействуют постепенному (хоть и методом проб и ошибок, очень часто) эмпирическому установлению полезного баланса между сообщаемой преподавателем и/или курсом информацией и заданиями по ее закреплению и применению, формированию навыков. Далее всего по этому пути продвинулась начальная и средняя школа. Также и некоторые бизнес-тренеры. И это нужно только приветствовать. Несколько хуже обстоит дело с дополнительным и последипломным образованием. И практически  стихийно, случайным образом и крайне субъективно эти вопросы решаются в корпоративном обучении да разного рода коммерческих учреждениях по обучению взрослых.

Предположим, что вы оба раза и вполне уверенно ответили “да”. Теперь чуть конкретизируем проблему. Хотите вы того или нет, осознаете или не очень, систему ваших заданий и тестов придется вписать в рамки того или иного подхода к обучению.

Проблема состоит в том, что каждый такой подход (парадигма) требует специфических ответов на вопросы:
  • Сколько штук творческих, тренировочных и контрольных заданий должно быть в курсе?
  • Когда, в какой момент учебного процесса их “запускать в дело”, а когда не запускать?
  • Всем ли ученикам (группам учеников) назначать одни и те же задания? Одинаково ли их количество для всех учеников (групп)?
  • Где и для кого именно размещать в курсе тренировочные, контрольные задания, упражнения для самоконтроля и самоооценки, задания для взаимного контроля?
  • и др.
Нетрудно заметить, что нет единого, универсального способа составления заданий и тестов для всех парадигм сразу. Более того, в одном и том и том же курсе могут соприсутствовать элементы, относимые к разным парадигмам, которые по определению различны и противоположны другу. Как привести систему заданий и тестов курса в систему в соответствии с парадигмой обучения, их "смесью"? Здесь уже одним наитием и составлением заданий по образу и подобию своих учителей и преподавателей вряд можно обойтись.

Как быть? - Поищем способы решения этой и других проблемы на вебинаре Создание системы заданий в электронных и смешанных курсах  и в следующих публикациях.