На недавнем вебинаре, посвященном мозговым штурмам,
одна из участниц высказала весьма типичную и столь же неверную мысль:
В
условиях авторитарного управления мозговые штурмы невозможны. Для
безудержного, мол, полета мысли нужна
полная раскованность, демократия, а то и еще чего покруче …
Увы, коллега не учила, что мозговой штурм -
это не стиль/способ управления или иного педагогического народовластия, а всего-навсего метод генерирования идей и
принятия решений, в том числе
весьма смелых, творческих и, быть может, разрушающих общепринятые
(демократически или молчаливым большинством) подходы.
Любой метод должен подчиняться своим правилам,
ибо их нарушения приведут к разрушению или
извращению этого самого метода. При этом мы наивно можем думать, что любое
“колхозное собрание” или “заседание какой-то-там-думы” и есть
ортодоксально проведенный мозговой штурм. Перефразируем Б.Блума: прежде чем применять брейнсторминги
нужно знать и понимать их правила и суть.
Дело в том, что мозговые штурмы, как минимум на
этапе генерирования новых идей, являются штукой весьма авторитарной по
форме, но демократичной и даже
разнузданный по содержанию.
Потому брейнсторминги часто не лучшим образом
реализуются и не удаются, а их процесс и результаты часто имеют не лучшие
последствия: общенческие, эмоциональные, смысловые, а в бизнесе еще и
организационные, - что они проводятся не по правилам, в том числе правилам весьма
“диктаторским”, авторитарным. Не играете же вы в баскетбол ногами, и даже в
боях без правил не кусаетесь и не тычете сопернику пальцем в глаз. Чем же
мозговые штурмы хуже?
Некоторые
авторитарные правила мозгового штурма:
- Категорически запрещены критические замечания и оценки на этапе выдвижения идей.
- Категорически запрещены оценочные жесты, косые взгляды и ехидные ухмылки.
- Какой бы фантастичной или нелепой ни была идея, выдвинутая любым из участников, она должна быть встречена благожелательно.
- Не обращаться за одобрением и поддержкой и не оказывать их участникам штурма.
Повторюсь, главное условие успеха мозговых штурмов, а также
большинства разновидностей психологических тренингов, групповых интерактивных
форм обучения таково: авторитарная форма проведения форма и демократичное и
даже анархичное вплоть до деструктивного содержание. Иными словами, правильное их проведение.
И да, есть масса разновидностей мозговых штурмов, в
том числе заведомо действительно авторитарных, где окончательное решение принимает единолично
руководитель или назначенная им группа приближенных. Весьма эффективны при
принятии решений в кризисных ситуациях, в условиях дефицита времени.
PS. Познакомиться с таким авторитарным брейнстормингом,
с его проведением и очно, и онлайн + еще минимум
с полутора десятками мозговых штурмов вы сможете здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий