По мотивам и на основе классического труда:
Principles of instructional design / Robert
M. Gagne, Leslie J. Briggs, Walter W. Wager. — 4th
ed.
Учебный дизайн (Instructional design, ID) - это целенаправленная деятельность, целью которой является помочь людям учиться.
Хотя учебный дизайн
теоретически является адекватным для достижения специфических целей обучения, он
может оказаться успешным, а может быть и неуспешным. Задача и смысл учебного
дизайна состоит в том, чтобы описать, какие характерные особенности целенаправленного
преподавания должны обеспечивать успех обучения.
Учебный дизайн - это набор
учебных событий, которые воздействуют на учащихся таким образом, чтобы процесс обучения
для ученика облегчался. Обычно преподающие /и чиновники от образования/ рассматривают
учебные событиях как внешние по
отношению к обучающемуся. Такие события могут реализовываться через
предъявления подлежащих изучению бумажных или электронных пособий, через монологические
сообщения, беседы или консультации со стороны учителя.
Однако, чтобы обучение
состоялось на деле, необходимо, чтобы внешние по отношению к ученику
воздействия преподающего или иных средств обучения вызывали внутреннюю активность ученика, то есть
ту его внутреннюю деятельность, которая
ведет к расширению, изменению или совершенствованию его интеллектуальных
процессов или внешнего поведения. Того, что Р.М. Ганье называл «самообученим».
Таким образом, мы также
должны признать, что события, которые составляют обучение, могут быть частично
внутренними, когда они представляют собой деятельность ученика, называемую
«самообучение». И эти внутренние события и представляют собой сущность и содержание как таковое процесса
обучения.
Почему педагогический
дизайн четко различает преподавание (instruction) и учение (teaching)? Потому,
что он стремится к рациональному, научному описанию всех учебных событий:
1. тех, которые приводятся в движение самим учеником,
2. а также тех, которые запускаются человеком, которого мы
называем учителем или преподавателем, с целью внутренних изменений в
обучающемся.
Таким образом, преподавание
следует рассматривать лишь как одну из сторон процесса обучения, весьма важную,
однако отнюдь не ведущую.
Предназначение учебного
дизайна состоит в том, чтобы активизировать и поддерживать учение отдельного
обучающегося. Эта цель есть неотъемлемое свойство Instructional Design, где бы и как бы обучение ни осуществлялось: будь то взаимодействие
между репетитором и одним учеником, в школьном классе или вузовской аудитории,
в группе по интересам взрослых или на рабочем месте. Учебный дизайн для
поддержки обучения должен быть чем-то целенаправленным, методичным и
технологичным, а не случайным.
Тот факт, что обучение с
помощью Instructional Design должно
приблизить всех обучающихся к целям оптимального использования их талантов,
наслаждения жизнью и адаптации к физической и социальной среде не означает, что проектирование и осуществление обучения
приведет к унификации учеников как своеобразных «продуктов обучения и
образования», к тому, что разные люди станут более похожими друг на друга,
более стандартизированы извне. Напротив, разнообразие среди людей при правильной
реализации процессов учебного дизайна будет увеличиваться. Цель ID - помочь каждому ребенку
или взрослому совершенствоваться настолько полно, насколько это возможно, в его
или ее собственном индивидуальном направлении. Развиваться как можно полнее, в
своем индивидуальном направлении, в соответствии со своими - а не заданными извне - способностями, склонностями
и ценностями.
Эту тему предполагается развить на вебинаре 24.01.19. Приходите!
Эту тему предполагается развить на вебинаре 24.01.19. Приходите!
Комментариев нет:
Отправить комментарий