четверг, 4 ноября 2021 г.

Чем занимается педагогический дизайнер — 3

 Важные вопросы дизайна обучения (Instructional  Design)

Продолжение. Предшествующий пост

Три базовых вида деятельности дизайнера обучения

Учебный дизайн подобен океану, в котором циркулируют, влияя друг на друга, четыре течения: Instructional Design как методология, как процесс, как  научная дисциплина и  как практика:  


Сегодня поговорим  о том из “течений”, в которым на практике занято, пожалуй, больше дизайнеров, чем в других: об ID как процессе. 

Чем занимаются  дизайнеры в этой “нише”?

В обобщенном виде применительно к конкретным программам, курсам и отдельным занятиям (фрагментам контента) они ищут практические ответы на три вопроса.

1. Куда мы идем? (Каковы цели (уч)ения?)

В этом тексте /как и в педдизайне в целом/ слово “обучение” тождественно по значению русскому слову “учение”. 

2. Как мы попадем в место назначения? (Что такое стратегия обучения, направленная на достижение его целей?)

"Стратегия обучения набор шагов для выполнения конкретной задачи" 

(Walter Dick, Lou Care, James O. Carey).

3. Как мы узнаем, что мы попали, куда намеревались?

Как должны выглядеть и работать формирующие и проверочные задания и тесты? Как оценивать качество создаваемых учебных материалов, действий учащихся и совершенствовать их?

Скоро стукнет 60 лет, как эти вопросы сформулировал Роберт Мейгер. 

Что знаменательно и чрезвычайно важно: эти вопросы стоят и перед дизайнерами, и перед преподавателями-практиками, и перед каждым учеником, когда тому предстоит решать ту или иную учебную задачу.

Благодаря этим вопросам, точнее, благодаря наработанным в педагогическом дизайне способам их решения,  не так остро стоит проблема разрыва теории и практики обучения, что извечно имеет место в отечественной педагогике и традиционной дидактике. 

Чтобы ответить на вопросы «Куда мы идем?» "Как попадем в место назначения?» и "Как мы узнаем, что мы попали, куда нужно?" дизайнер обучения занимается тремя основными видами деятельности: 

  1. анализом контекста, обстановки и условий обучения и применения изученного,
  2. разработкой стратегии обучения, то есть определением  набора шагов для выполнения задач конкретной учебной программы (курса, модуля, контента и т.п.),
  3. оценкой результативности обучения.

Эти три вида деятельности составляют суть большинства моделей ID как процесса. Хотя существует и другие модели описания работы педдизайнера (есть даже состоящая из 40 процессов(!), обобщенная трехшаговая модель де факто работает в каждом из них. 

Последовательно или нелинейно

На практике трехшаговая  модель реализуется двумя способами:

  1. последовательно (линейно)
  2. одновременно или итерационно.

В ряде случаев удобна и целесообразна простая пошаговая последовательная деятельность. Однако это скорее теоретический конструкт, позволяющий различать базовые виды деятельности и рефлексировать над каждым из них по отдельности.

На практике же работа в одном виде  видом деятельности по проектированию неизбежно приводит к необходимости уточнять и развивать решения в других. “Как неопытные, так и опытные дизайнеры иногда могут следовать этой последовательности; тем не менее, определенные обстоятельства могут заставить дизайнера изменить последовательность проектных действий” (Patricia Smith, Tillman Ragan)

Например, во время разработки системы оценивания могут возникнуть новые проблемы, которые заставят дизайнера вернуться к анализу целевой аудитории, и/или возможностей используемой в организации LMS, и/или способов аттестации персонала.  

Следовательно, в процессе проектировании обучения дизайнеру обучения нужно

  • придерживаться как путеводной нити этапов самого процесса проектирования,
  • иметь в виду, что эта нить не протянута напрямую между неподвижными вехами.

Продолжение следует 

Комментариев нет:

Отправить комментарий