В продолжение поста "Обучение на примерах"
Время от времени в сообществе e-learning 'цев публикуются разного рода сборники советов про то как создавать курсы, проводить вебинары, внедрять ЛМС, средства авторинга, социального взаимодействия и пр., и т.п. и т.д. Также время от времени возникают призывы делиться примерами, так называемыми "кейсами" и советами, например: "сделать ... сборник советов (про малобюджетное ДО - ВН) в одном месте. Надо только побольше этих советов собрать. А какие советы использовать пусть заказчик сам решает, ну или с помощью консультантов - главное их все иметь под рукой".
Выскажу несколько банальностей:
- в каждой организации, особенно ярко это выражено в корпоративном сегменте, особенности внедрения и осуществления еL уникальны. Где гарантия, что совет со стороны 100-процентно подойдет? не окажется медвежьей услугой?Здесь метод аналогий вряд ли сработает. Нужны более основательные аналитические (то есть высокоинтеллектуальные, теоретические), а не сугубо эмпирические, как подсмотрел, решения.
- в силу уникальности решений по ДО, число таких советов, кейсов, примеров будет стремиться к бесконечности.
- подобные советы - это, безусловно некого типа знания. Однако эти знание способствует росту эрудиции и при этом не обеспечивают "роста ума", профессионального мышления;
- в случае сетевого взаимодействия подобный обмен советами часто оборачивается доминирование флуда среди генерируемого контента именно в силу того, что наблюдаемое выдается за истинное.
В итоге:
при таком "практическом" подходе совершенствование ДО с неизбежностью будет состоять в виде (именно в виде, а не на деле):
- постоянного наращивания новых советов, кейсов и примеров, безо всякого понимания связи между их формами и содержанием, внешним и сущностным.
- маневрирования между модными подходами (Например, сетевое, неформальное, управление талантами, слайдовое, анимация, игровое, и т.п.) как конъюнктура ляжет / маркетинг сработает.
Резюмирую небанальностью:
Абсолютизация примеров, лучших практик, опыта сама по себе хороша, безобидна и полезна. До той поры пока не начнет абсолютизировать роли фактов, опыта, кейсов и свысока недооценивать роли научных абстракций и принципов (например, того же педдизайна или конструктивизма).
В итоге теоретическое знание объявляется софистикой (в нашем контексте, флудом, троллингом и т.п.). В момент же, когда обнаруживается недостаточность голых кейсов и неуместность этих советов для той организации, эмпирики-советчики превращаются в консалтеров, однако при этом "оперирование концепциями и теориями" в их руках:
- либо некритично и бессистемно,
- либо неосознанно,
- либо частному опыту придается всеобщий характер,
- а также может использоваться для для введения заказчика в заблуждение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий