среда, 24 апреля 2013 г.

Пост-ответ на удаленный его автором комментарий



Открыл почту, увидел в рассылке из блога комментарий к предыдущему посту от Владимира Нюренберга. Прочитал. Написал ответ. Полез в блог, а комментарий ... удален автором :( 
Не пропадать же добру …

Владимир!
Причина моих публикаций и/или их цель – вовсе не пикировка с Вами и Вашим сопреподавателем в курсе. Я прекрасно удерживаю в оперативной памяти постулат NLP, выращенный Бендлером-Гриндером на почве трансформационной грамматики: «Каждое высказывание (всякое поведение) имеет позитивное намерение». Реальность же такова, что путь от намерения к тексту (контенту) трансформирует содержание намерения так, что содержание контента может приобрести совершенно иной смысл, подобное может произойти и усилиться на пути от контента к его адресату. В итоге доброе намерение может приобрести весьма причудливые формы:  от ухода в сторону до противоположного смысла или его вольной интерпретации адресатом. (ИМХО, куратор контента, должен уметь работать с этим.)
В ряде случаев такие трансформации непроизвольны (такова природа языка, включая образный, изображения), в другом ряде они используются осознанно в целях манипуляций. И манипуляции эти не есть абсолютное зло. Язык рекламы, промоушена, почти весь политический дискурс, PR и т.п. строятся именно на агональных (состязательных, т.е манипулятивных) механизмах коммуникации (там курирование контента = курирования курируемых с целью обрести власть над ними). Иначе эти «языки» перестанут быть сами собой и … отомрут. Они таковы по определению, их природа такова. И бороться с этим бессмысленно.

Меня же волнует иное: нарушение границ дискурсов, когда наука начинает говорить языком площади, а дидактика – языком пиара и софистики. Что, на мой взгляд, становится тенденцией, ведущей к снижению качества образовательного контента, обучения и образования в целом. Я ничего не имею против меркантилизации образования, когда знание становится товаром. Но при этом обучение не должно подменяться пиаром, переходить на языки рекламы, PR и им подобные.  Обучение заговорило на языке рекламы, корпоративные курсы в массе своей стали строится в логике торгового дискурса и промоушена. Увы, этот тренд коснулся и вузов, о чем, к моему прискорбию, свидетельствует и ваш курс  «Куратор содержания». Куча МООС – продукты влияния (пиара), а не обучения. Вместо формирования знаний, умений и навыков - техники суггестии, манипуляции групповой динамикой, бессознательными целями аудитории, игры с уловками сознания и ловушками языка, эквилибристика мультимедиа и визуальными моделями. Суверенитет образовательного дискурса начинает трещать, его границы атакуются "ширпотребными" дискурсами. Не знаю, как Вас, меня это огорчает.

Думается, настало время, сделать явными те методы и приемчики, с помощью которых размывается образовательный дискурс.
Во-первых, чтобы обучающие и учащиеся могли отличать его от необразовательных.
Во-вторых, чтобы самим невольно не воспроизводить необразовательные паттерны там, где они неуместны. Очень часто мы не осознаем, в каком дискурсе пребываем. Он руководит нами, а не мы им. Думаем, что преподаем, что сетевовой курс ведем, что людей учим, а на деле пребываем в другом дискурсе.  Соблазн же велик. PR-приемчики куда проще в освоении и внешне эффектнее, нежели консервативные и тяжелые в освоении и реализации приемы и методы обучения.

P.S. Ах, Владимир, напрасно Вы удалили свой комментарий.
Всего из нескольких строк, а позволяет продемонстрировать массу подходов и методик анализа текста (контента). Про истину и ложь – трансформационная грамматика хороша для анализа. Про «догмат о непорочности девы Марии» - дискурсивный подход хорошо отвечает. Про дальтоника и светофор – теория лингвистической относительности, металингвистика, опять-таки трансформационная грамматика и психолингвистика методы/приемы предлагают.
Владимир, к счастью, теории и методы анализа контента в большинстве своем безразличны к тому, о чем текст или иной контент и кто его автор. Для большинства современных подходов к анализу контента - «Автор умер!» (концепция «Смерти автора»).
Приходите на вебинар. Обсудим ряд вопросов по теме нашего общения. Приходите на семинар, там речь де факто пойдет об образовательном дискурсе.
Вообще, думаю, что помимо изучения илёнинцами, как надо учить, актуально для них также овладеть знаниями, как работать с коммуникативными практиками, например, тем же "курированием контента", его анализа, отбора и составления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий