Многолетний опыт работы с разными компаниями или их
представителями позволил сделать одно наблюдение: чем выше в компании текучесть
персонала, тем в ее электронных курсах больше / выше степень
- речевых и грамматических ошибок; неточных, неполных и не всегда понятных или одному автору понятных высказываний,
- наивного и житейского представления того, что нужно изучать. Контент часто строится на базе частных фактов, эмпирического опыта методологов и экспертов (примеров) в ущерб достоверности обобщений, логичности и доказуемости высказываний (даже в курсах по изучению ПО и продуктовых),
- маркетинговых и пиарных приемчиков, вместо обоснованных методических решений, внешних завлекалочек и так называемой геймификации в ущерб точному и рациональному освоению предметной области и необходимых для работы в ней навыков и умений,
- интерактивности (безусловный позитив),
- экспертского и тренерского субъективизма в ущерб объективному представлению об изучаемых объектах и процессах, а то и просто иррациональных решений, не подчиняющимся канонам нормальной логики или науки,
- элементов художественного, образного представления предметной области, порой в ущерб рациональному,
- случаев несоответствия, а то и полного несоответствия содержания контрольных тестов содержанию курса.
Причем,
опять-таки по субъективным наблюдениям, четкой корреляции с
типом бизнеса или его масштабом не обнаруживается, хотя для курсов металлургических,
энергетических, транспортных с тенденцией
к монополизму или занимающих значительные доли рынка компаний
перечисленное выше относится все же в
меньшей степени. Как вы можете справедливо предположить, выше упомянутые свойства все же больше характерны для курсов компаний-ритейлеров
и многих иных сервисных организаций.
Для курсов же большинства
компаний с низкой текучестью персонала в большей степени свойственна тенденция
к академизму, систематичности, логичности и рационалистичности учебных материалов. То, что в глазах обывателя
ассоциируется со скукой и монотонностью. То, что ближе к электронным книгам, чем к
диалоговым, по-настоящему интерактивным средствам обучения. Обычно в таких курсах меньше
внимания уделяется психологической стороне учебного процесса: комфортности
обучения, привлекательности и вовлекаемости в процесс освоения нужных сведений.
Внешне они более авторитарны, зато менее манипулятивны.
Рискну предположить:
степень текучки кадров обязывает!
Какая из
тенденций, проявляющихся в е-курсах упомянутых типов компаний лучше? Думаю,
истина где-то посередине.
При условии
безусловной реализации другой истины: задача корпоративного курса (и не только
корпоративного) не столько информировать аудиторию и живописать про умения и
навыки, сколько формировать их. Более того, в нашем понимании е-курс, в отличие
от других электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – это средство управления
учением, то есть средство формирования и/или отработки тех или иных навыков. А
знания (то, что нужно помнить и вспоминать для осуществления практической
деятельности, по большому счету, это не знания, а информация) являются не более
чем средством для формирования и исполнения тех или иных действий, то есть
умений и навыков. Умственных и/или практических. А тут уж и до компетенций
рукой подать.
Итак:
Цель:
навыки и умения. Деятельность и составляющие ее интеллектуальные и
физические действия и операции.
Средства достижения цели:
данные и информация, обеспечивающие выполнение нужной деятельности.
Качество е-курса,
понимаемое как качество умений и навыков, вынесенных аудиторией из него – вот слабое
звено нашего обучения. Что в компаниях с низкой или с высокой текучестью персонала,
что в высшем образовании или повышении квалификации кадров. Цель курса – то,
что будет делать на практике обученный субъект после его завершения. И планку
этой цели компаниям стоит поднимать столь высоко и требовать от е-курса так
много, чтобы гарантировать нужную степень обученности работников. Иначе стоит
ли огород городить? Часто слышу в ответ
от HRов и специалистов по
e-learning, что сие
недостижимо. Коллеги, вернитесь в XXI век, в котором ІТ в
обучении могут очень многое.
Систематически
про это мы намерены рассказать и предлагаем отработать на практике
в рамках дистанционной программы Создание результативного электронного курса: от концепции до реализации, равно как обсудить на ближайшем вебинаре и осветить в публикациях, увы, не всегда систематичных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий