На написание этого поста
вдохновило активное обсуждение вопросов об
индивидуализации и персонализации обучения. Особенно актуальна эта тема в
обучении взрослых, повышении квалификации.
Уровень
исходной подготовки, профессиональный опыт и общекультурные компетенции могут
существенно разниться у сотрудников одной компании. Эта разница становится куда
более разительной, когда речь идет об открытых (как бесплатных, так и коммерческих)
учебных программах. В одной очной или виртуальной аудитории могут оказаться
бизнес-тренеры, школьные учителя и преподаватели вузов, молодые специалисты и
маститые профессоры, новички и люди с огромным практическим и научно-исследовательским
опытом. Более того, эти люди работают в совершенно разных областях. Часть наших
учебных программ, связанных прежде всего с подготовкой специалистов ДО и по
смешанному обучению, именно такова. В одной группе могут оказаться преподаватели-священнослужители, ИТ-специалисты,
руководители учебных центров и топы компаний, чиновники и правозащитники,
фрилансеры-экономисты и инженеры-конструкторы, работники кредитных организаций
и коллекторы.
Как мы
действуем в такой ситуации?
Во-первых,
организуем разные режимы (уровни) обучения (см.: …).
Они могут отличаться наличием или отсутствием обратной связи, индивидуальных
консультаций, степенью активности участников и мерой интерактивности учебного
процесса, объемом и количеством заданий.
Во-вторых,
опираемся на более или менее универсальные дидактические решения, одинаково
хорошо работающие в разных предметных областях. К таким решениям мы относим прежде
всего педагогический дизайн как методологию разработки обучающих курсов и
программ. Формализуем процессы умственной и практической деятельности до уровня
инструкций, алгоритмов и правил, следование которым обеспечивает овладение необходимыми
умениями и навыками.
В-третьих,
организуем режимы обучения в одном и том же курсе повышения квалификации так,
чтобы они лежали в разных … образовательных парадигмах: от традиционной
директивной, через управляемое адаптивное обучение к персонаориентированному, вплоть
до, при необходимости, дидактики анархизма:
Обучающиеся
имеют возможность выбрать тот режим обучения, парадигмальные решения которого
соответствуют их собственным или их организации потребностям и/или возможностям.
При этом,
и это принципиально важно, мы не противопоставляем парадигмы одна другой: мол,
бихевиорзим плохой, а академическое обучение хорошее, или наоборот. Мы считаем,
что управляемое и адпативное обучение
включает в себя традиционное, а гуманистическая парадигма все другие.
Невозможно полноценно самореализоваться, если для этого нет необходимых базовых
знаний и опыта по их применению (адаптации) в конкретных обстоятельствах. Иначе
обучение превратиться в мало профессиональную болтовню и самопрезентацию слабо
сформированной субъективности.
Поэтому
те слушатели наших программ, которые заинтересованы в прослушивании «академической»
версии курса, выбирают наиболее простые режимы обучения. Те, кто готов продемонстрировать
способность адаптироваться к требования педдизайна – уровни посложнее. Люди же,
готовые реализовать свои личностный потенциал при создании собственных
обучающих продуктов, имеют возможность поработать в самых сложных режимах
обучения.
Разумеется,
для реализации тех или иных парадигмальных подходов, нужны свои решения, поэтому
В-четвертых,
в разных режимах обучения доминируют разные методы обучения и, следовательно,
взаимодействия:
Понятно,
что в очном аудиторном обучении реализовать многопарадигмальный, а тем более с
противоположными методами обучения учебный процесс по одной и той же дисциплине
едва ли возможно или крайне затруднительно. А вот в условиях онлайн-курса или
смешанного обучения это реально осуществить. Таково еще одно преимущество ДО и
смешанного обучения перед традиционным очным академическим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий