понедельник, 8 октября 2018 г.

Кратко и просто о таксономии Блума


В 50-х годах XX века профессор Чикагского университета Бенджамин Блум задался целью найти решения следующих вопросов:
  • Какие цели и конкретные задачи должен поставить преподающий перед тем, как войти в аудиторию?
  • Как идентифицировать и отличать между собой знания: хранящиеся в памяти сведения, процессы понимания, анализа, творческие процессы, применение изученного и др.
  • Как эти процессы связаны между собой?
  • Как проверить, достигаются ли поставленные цели и какие именно? 

Нужно сказать, что Блум нашел «работающие ответы» на эти вопросы. И они восприняты в большинстве стран мира. Увы, в наших постсоветских отечествах его концепция все еще не получила должного, думается, применения. О чем, в частности, свидетельствуют результаты опроса на одном из недавних вебинаров:


Блум построил  систему – таксономию - образовательных целей, опирающуюся на иерархию  мыслительных процессов, и расположил эти процессы от простого к сложному, от конкретных ко все более абстрактным:
 
Каждому из уровней таксономии свойственен свой набор учебных задач.
К примеру, задачи на 2-м уровне – понимание – решаются путем совершения учащимися следующих действий: пересказать своими словами, отделить главное от второстепенного, привести пример, перевести текстовую информацию в зрительный образ/схему и др. На уровне «синтез» (в более новой версии таксономии он называется «создавать») от обучающегося требуется что-либо одобрять или отвергать, оценивать на основе критериев, рекомендовать, критиковать и т.п.
Опираясь на таксономию Блума (в ее исходном или модернизированном вариантах) преподающий может четко определить:
а) с какими мыслительными процессами ему и его ученикам предстоит  иметь дело на том или ином занятии (и каждом его этапе), в той или иной аудитории и в итоге обучения в целом,
б) какие задачи предстоит решать его подопечным на каждом из уровней мыслительной деятельности,
в) каким должно быть содержание учебного контента (включая и содержание лекций), чтобы обучающиеся точно и в необходимом объеме овладели нужными когнитивными действиями.
На наш взгляд, стоит учителю, преподавателю или тренеру сколько-нибудь уверенно овладеть таксономией Блума – его труд существенно упростится и станет менее напряженным, а его результаты окажутся более строгими и осмысленными,  рациональными. Разработчикам же учебных материалов с куда меньшими затратами усилий смогут составлять учебный контент в полном соответствии с желаемыми результатами обучения.

*  *  *
С 15 октября:

Комментариев нет:

Отправить комментарий