В 50-х годах XX века
профессор Чикагского университета Бенджамин
Блум задался целью найти решения следующих вопросов:
- Какие цели и конкретные задачи должен поставить преподающий перед тем, как войти в аудиторию?
- Как идентифицировать и отличать между собой знания: хранящиеся в памяти сведения, процессы понимания, анализа, творческие процессы, применение изученного и др.
- Как эти процессы связаны между собой?
- Как проверить, достигаются ли поставленные цели и какие именно?
Нужно сказать, что Блум нашел «работающие ответы» на эти вопросы. И они
восприняты в большинстве стран мира. Увы, в наших постсоветских отечествах его
концепция все еще не получила должного, думается, применения. О чем, в
частности, свидетельствуют результаты опроса на одном из недавних вебинаров:
Блум построил
систему – таксономию - образовательных целей, опирающуюся на иерархию мыслительных процессов, и расположил эти
процессы от простого к сложному, от конкретных ко все более абстрактным:
Каждому
из уровней таксономии свойственен свой набор учебных задач.
К
примеру, задачи на 2-м уровне – понимание – решаются путем совершения учащимися
следующих действий: пересказать своими словами, отделить главное от
второстепенного, привести пример, перевести текстовую информацию в зрительный образ/схему и др. На уровне «синтез» (в более новой версии таксономии он называется «создавать»)
от обучающегося требуется что-либо одобрять или отвергать, оценивать на основе
критериев, рекомендовать, критиковать и т.п.
Опираясь
на таксономию Блума (в ее исходном или модернизированном вариантах) преподающий
может четко определить:
а) с
какими мыслительными процессами ему и его ученикам предстоит иметь дело на том или ином занятии (и каждом
его этапе), в той или иной аудитории и в итоге обучения в целом,
б)
какие задачи предстоит решать его подопечным на каждом из уровней мыслительной
деятельности,
в)
каким должно быть содержание учебного контента (включая и содержание лекций),
чтобы обучающиеся точно и в необходимом объеме овладели нужными когнитивными
действиями.
На
наш взгляд, стоит учителю, преподавателю или тренеру сколько-нибудь уверенно овладеть
таксономией Блума – его труд существенно упростится и станет менее напряженным,
а его результаты окажутся более строгими и осмысленными, рациональными. Разработчикам же учебных
материалов с куда меньшими затратами усилий смогут составлять учебный контент в
полном соответствии с желаемыми результатами обучения.
* * *
С 15 октября:
Комментариев нет:
Отправить комментарий