Введение
Еще
в 50-70 гг. прошлого века классики
педагогического дизайна выделили три сферы познания (домены знаний) и акцентировали
необходимость работать с каждым из них в обучении.
1. Когнитивный домен – сфера мыслительных, умственных
действий, способы (стратегии обработки информации), включая неявные знания.
2. Аффективный домен – область эмоций и ценностей, симпатий
и антипатий, демонстрация предпочтений
3. Психомоторный домен – характеристики физической
работоспособности, владения собственным телом, некоторые бессознательные
процессы, проявляющиеся, в частности, в
телесных проявлениях (мимика, позы).
Сколько-нибудь успешно
социализированный в обществе человек (школьник тоже), или специалист, хорошо
выполняющий свои обязанности обладают
·
достаточно
сформированными и развитыми мыслительными навыками,
·
набором знаний,
·
способами
управлять своей активностью и трудоспособностью, моторикой,
·
определенным
позитивным отношения к окружающим людям, к своей профессии и к работе.
На практике, «по жизни» все
это работают вместе, согласованно, не может быть оторван друг от друга. Их
разделение на составляющие – лишь аналитические «умозрительные» процедуры,
позволяющие изучать и специфику каждого из них. Разделение же таких процессов в практике
обучения чревато тем, что затем выпускники не смогут целостно применять свои
знания и навыки, к атомизации компетенций и, в итоге, будут испытывать
трудности при переносе, применении полученных в ходе обучения знаний и умений в
практику.
Имеющий у нас сейчас бум
активных и интерактивных, поисковых и игровых, групповых и проектных методов
обучения имеет не всегда хорошо осознаваемый мотив: применение подобных методов
обучения якобы по умолчанию запускает работу всех доменов. Во многом это,
действительно, имеет место на практике.
Однако часто подобные эффекты
реализуются стихийно, а то и в ущерб освоению материала изучаемой дисциплины (См. ...). Преподавателю или учители невозможно чисто физически
отлеживать и управлять работой всех доменов: ведь в аудитории у него, как
правило, от двух-трех до нескольких десятков учащихся.
В итоге комплексные и
сложные задачи либо разбиваются на атомарные, сложные навыки делятся на наборы
и последовательности простых, систематические знания разбираются и изучаются
поэлементно, либо атомизируются стихийно. А затем эти атомизированные,
разрозненные «кванты знаний» далеко не всегда удается собрать воедино в голове
учащегося или на рабочем месте. Еще труднее их переносить в реальность, когда
решение задач требует задействовать все домены, учитывать массу внешних
факторов, более одного приемлемого или отсутствие единственно верного решения,
отсутствие гарантированного результата.
Например:
Вам нужно залить фундамент
под дачный домик. Вы решили сделать это сами.
Реализация этой комплексной
задачи потребует:
- решения финансовых вопросов,
- знания и соблюдения норм размещения домика на участке,
- логистики по закупке и доставке материалов,
- расчета количества материалов и веса домика, а значит, и прочности да надежности фундамента,
- подготовки участка под застройку,
- знания свойств грунта под будущей постройкой,
- выбора подходящей конструкции фундамента исходя из свойств
грунта, массы и конфигурации будущей постройки…
Этот список можно
продолжать и достаточно долго. Сам строил, знаю. Как вы думаете, сколько
времени я потратил, и потратил непродуктивно, чтобы спроектировать и залить фундамент?
Сколько ошибок (в том числе и преглупых) наделал, сколько лишних денег истратил, синяков и ссадин получил, сколько нервных волокон: собственных, родственников, помогавших мне
друзей - измочалил? Хотя несколько книг по
теме купил, часть из них прочитал, с соседями и друзьями по счастью
советовался, за консультациями к спецам обращался…
Как видим, перед нами
пример достаточно сложной комплексной задачи. Да и каждый выше перечисленный пункт – тоже вполне
себе комплексная задача.
Таких задач масса. Простой
поиск в сети материалов на нужную тему – пусть и менее, но тоже вполне себе
комплексная задача. Проектирование небоскреба для архитектора, заливка его фундамента
для прораба, разрешение конфликта третьеклашки с соседкой по парте, выбор
будущей профессии – вполне себе комплексные задачи.
Нужно ли учить решению комплексных задач особо или рациональнее членить ее на молекулы (вроде списка выше) и составляющие их атомы: цемент, марка, пропорции материалов в бетонном растворе, процесс замеса раствора, армирование и т.п.? Соберутся ли эти атомы потом в молекулы, а те – в вожделенный фундамент без трещин, просадок, вспучивания и т.п.
В мире масса комплексных
задач. И одна из них – поиск учебных методов для обучения людей решению таких
задач.
Нужны специальные модели
учебного (педагогического) дизайна для обучения решению комплексных задач. И
чем старше обучающиеся, чем выше ступень образования, тем они нужнее.
Продолжение следует
* * * * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий