вторник, 16 июля 2019 г.

Как научить людей решать комплексные задачи - 1

Введение

Еще  в 50-70 гг. прошлого века классики педагогического дизайна выделили три сферы познания (домены знаний) и акцентировали необходимость работать с каждым из них в обучении.
1.    Когнитивный домен – сфера мыслительных, умственных действий, способы (стратегии обработки информации), включая неявные знания.
2.    Аффективный домен – область эмоций и ценностей, симпатий и антипатий, демонстрация предпочтений
3.    Психомоторный домен – характеристики физической работоспособности, владения собственным телом, некоторые бессознательные процессы, проявляющиеся, в частности,  в телесных проявлениях (мимика, позы).

Сколько-нибудь успешно социализированный в обществе человек (школьник тоже), или специалист, хорошо выполняющий свои обязанности обладают 
·        достаточно сформированными и развитыми мыслительными навыками,
·        набором знаний, 
·        способами управлять своей активностью и трудоспособностью, моторикой, 
·        определенным позитивным отношения к окружающим людям, к своей профессии и к работе.

На практике, «по жизни» все это работают вместе, согласованно, не может быть оторван друг от друга. Их разделение на составляющие – лишь аналитические «умозрительные» процедуры, позволяющие изучать и специфику каждого из них.  Разделение же таких процессов в практике обучения чревато тем, что затем выпускники не смогут целостно применять свои знания и навыки, к атомизации компетенций и, в итоге, будут испытывать трудности при переносе, применении полученных в ходе обучения знаний и умений в практику.
Имеющий у нас сейчас бум активных и интерактивных, поисковых и игровых, групповых и проектных методов обучения имеет не всегда хорошо осознаваемый мотив: применение подобных методов обучения якобы по умолчанию запускает работу всех доменов. Во многом это, действительно, имеет место на практике.
Однако часто подобные эффекты реализуются стихийно, а то и в ущерб освоению материала изучаемой дисциплины (См. ...). Преподавателю или учители невозможно чисто физически отлеживать и управлять работой всех доменов: ведь в аудитории у него, как правило, от двух-трех до нескольких десятков учащихся.
В итоге комплексные и сложные задачи либо разбиваются на атомарные, сложные навыки делятся на наборы и последовательности простых, систематические знания разбираются и изучаются поэлементно, либо атомизируются стихийно. А затем эти атомизированные, разрозненные «кванты знаний» далеко не всегда удается собрать воедино в голове учащегося или на рабочем месте. Еще труднее их переносить в реальность, когда решение задач требует задействовать все домены, учитывать массу внешних факторов, более одного приемлемого или отсутствие единственно верного решения, отсутствие гарантированного результата. 
Например:
Вам нужно залить фундамент под дачный домик. Вы решили сделать это сами.
Реализация этой комплексной задачи потребует:
- решения финансовых вопросов,
- знания и соблюдения норм размещения домика на участке,
- логистики по закупке и доставке материалов,
- расчета количества материалов и веса домика, а значит, и прочности да надежности фундамента,
- подготовки участка под застройку,
- знания свойств грунта под будущей постройкой,
- выбора подходящей конструкции фундамента исходя из свойств грунта, массы и конфигурации будущей постройки…
Этот список можно продолжать и достаточно долго. Сам строил, знаю. Как вы думаете, сколько времени я потратил, и потратил непродуктивно, чтобы спроектировать и залить фундамент? Сколько ошибок (в том числе и преглупых) наделал, сколько лишних денег истратил, синяков и ссадин получил, сколько нервных волокон: собственных, родственников, помогавших мне друзей - измочалил? Хотя несколько книг по теме купил, часть из них прочитал, с соседями и друзьями по счастью советовался, за консультациями к спецам обращался…

Как видим, перед нами пример достаточно сложной комплексной задачи. Да и  каждый выше перечисленный пункт – тоже вполне себе комплексная задача.
Таких задач масса. Простой поиск в сети материалов на нужную тему – пусть и менее, но тоже вполне себе комплексная задача. Проектирование небоскреба для архитектора, заливка его фундамента для прораба, разрешение конфликта третьеклашки с соседкой по парте, выбор будущей профессии – вполне себе комплексные задачи. 

Нужно ли учить решению комплексных задач особо  или рациональнее членить ее на молекулы (вроде списка выше) и составляющие их атомы: цемент, марка, пропорции материалов в бетонном растворе, процесс замеса раствора, армирование  и т.п.? Соберутся ли эти атомы потом в молекулы, а те – в вожделенный фундамент без трещин, просадок, вспучивания и т.п. 
В мире масса комплексных задач. И одна из них – поиск учебных методов для обучения людей решению таких задач. 
Нужны специальные модели учебного (педагогического) дизайна для обучения решению комплексных задач. И чем старше обучающиеся, чем выше ступень образования, тем они нужнее.

Продолжение следует

*  *  *  *  *

  Ударим педдизайном по комплексному обучению!  


Комментариев нет:

Отправить комментарий