Тезисы + ссылки
на материалы, поясняющие тезисы:
1.
Главный
методологической (даже, если угодно, профессионально-мировоззренческой) ошибкой при
реализации смешанного или дистанционного обучения в вузах, учреждениях повышения квалификации,
корпоративных учебных центрах является непонимание того, что
дистанционное и смешанное обучение - это
качественно новый виток в сфере развития обучение. (Основные положения современного
дидактического мышления прекрасно выразил Геннадий Атанов (От знаниевого обучения к действенному учению).
2. Главной технической ошибкой
при внедрение или осуществлении дистанционного (ДО) и смешанного (СО) обучения
является механический перенос или прямое копирование традиционных форум очной
(в форме видео-лекции, иных видеозаписей, анимации и т.п.) и самостоятельной внеаудиторной работы (с электронными книгами, задачниками вместо
аналогичных бумажных) в сетевой и/или электронный формат.
3. Чисто дистанционный, без участия преподавателя и
соучеников электронный курс или иной электронный образовательный ресурс
(тренажер, симулятор, проверочные задания) - это не только и не столько
носитель информации, а полноценный
инструмент управления деятельностью ученика по усвоению и овладению им нужными
знаниями и действиями. Средство управления учением!Обеспечивающее, как
минимум, своевременную обратную связь,
корректирующую возможные ошибки.
В лучшем случае позволяющие организовывать адаптивное обучение,
желательно с использованием методов искусственного интеллекта. В противном
случае мы получим всего-навсего прежнее традиционное обучение на “нетрадиционных”
электронных носителях.
4. Что качественно нового вносит электронное
компьютерное обучение в дело образования? Возможность его технологизации, то
есть полного управления всеми этапами учебного процесса, каждой единицы знаний под управлением
обучающих компьютерных систем.
Примечание. Кстати,
существуют в природе и могут быть созданы вами также и бумажные пособия, в
значительной степени способные управлять учением. О некоторых из таких пособий
речь идет в онлайн-курсе Технологии и методы активного и интерактивного обучении.
5. Главная текущая ошибка, особенно характерная для
вузов при введении смешанного обучения состоит в том, что по содержанию и
способам работы очная и дистанционные части едва ли не полностью дублируют,
повторяют друга. В итоге преподавателям или бизнес-тренерам приходится
делать двойную работу, а студентам заучивать и выполнять одно и то же в
аудитории и на удаленке одними и теми же способами. Очные и дистанционные
учебные материалы и виды деятельности учеников не должны повторять, дублировать
друг друга. Они должны:
- выполнять разные информационные и дидактические функции,
- взаимно дополнять друг друга,
- выступать условиями или причинами-следствиями друг друга: аудиторная деятельность вытекает, продолжает и развивает самостоятельную или групповую удаленную работу, и наоборот.
5. В условиях смешанного обучения следует строго
распределить (труд) между дистанционными и очными составляющими обучения и/или между
отдельными этапами учебного процесса а) пассивные (репродуктивные, директивные)
и б)активные или интерактивные методы обучения, в) закрепление и проверку усвоения.
Например, изучение нового материала идет дистанционно, его закрепление и
применение очно, творческая проектная работа на подготовительном этапе
удаленно, на заключительном - в учебной аудитории и т.п.
6. Смешанное обучение - это не просто формальное физическое чередование
удаленных и аудиторных видов деятельности субъектов учебного процесса. В
современных условиях СО - это новая парадигма обучения, радикально отличающаяся
от исторически сложившегося традиционного обучения и приходящая ему на смену.
Суть этой новой парадигмы в состоит в обеспечении предельно здесь-и-сейчас
возможной индивидуализации информационного обмена и содержания интеракций между
обучающими (преподаватели, учебники, ЭОР) и теми, кто учится.
6. Как бы ни сложны были изложенные выше положения для реализации на практике, они не фантастичны. Пора уж нам преодолеть рудементарный страх подтрудиться, взяв на себя ответственность, в пользу страха оказаться на задворках образования в условиях острой конкуренции. Нужно не догонять или перегонять передовиков, а быть лучшими. Методом последовательного
приближения и в несколько итераций в течение от одного года до трех лет
практически любое образовательное учреждение может на деле практически полностью реализовать
положения данных тезисов.
Была бы охота.
Комментариев нет:
Отправить комментарий