пятница, 5 июля 2019 г.

Главные рудименты традиционного обучения в ДО и СО


Тезисы + ссылки на материалы, поясняющие тезисы:
1.     Главный методологической (даже, если угодно, профессионально-мировоззренческой)  ошибкой при реализации смешанного или дистанционного обучения  в вузах, учреждениях повышения квалификации, корпоративных учебных центрах является непонимание того,  что дистанционное и смешанное обучение -  это качественно новый виток в сфере развития обучение.  (Основные положения современного дидактического мышления прекрасно выразил Геннадий Атанов (От знаниевого обучения к действенному учению).  
2. Главной технической ошибкой при внедрение или осуществлении дистанционного (ДО) и смешанного (СО) обучения является механический перенос или прямое копирование традиционных форум очной (в форме видео-лекции, иных видеозаписей, анимации и т.п.) и самостоятельной внеаудиторной работы (с электронными книгами, задачниками вместо аналогичных бумажных) в сетевой и/или электронный формат.  


3. Чисто дистанционный, без участия преподавателя и соучеников  электронный курс или иной электронный образовательный ресурс (тренажер, симулятор, проверочные задания) -  это не только и не столько носитель информации,  а полноценный инструмент управления деятельностью ученика по усвоению и овладению им нужными знаниями и действиями.  Средство управления учением!Обеспечивающее, как минимум, своевременную обратную связь,  корректирующую возможные ошибки.  В лучшем случае позволяющие организовывать адаптивное обучение, желательно с использованием методов искусственного интеллекта. В противном случае мы получим всего-навсего прежнее  традиционное обучение на “нетрадиционных” электронных носителях.
4. Что качественно нового вносит электронное компьютерное обучение в дело образования? Возможность его технологизации, то есть полного управления всеми этапами учебного процесса, каждой единицы знаний под управлением обучающих компьютерных систем.
Примечание. Кстати, существуют в природе и могут быть созданы вами также и бумажные пособия, в значительной степени способные управлять учением. О некоторых из таких пособий речь идет в онлайн-курсе Технологии и методы активного и интерактивного обучении. 
5. Главная текущая ошибка, особенно характерная для вузов при введении смешанного обучения состоит в том, что по содержанию и способам работы очная и дистанционные части едва ли не полностью дублируют, повторяют друга. В итоге  преподавателям или бизнес-тренерам приходится делать двойную работу, а студентам заучивать и выполнять одно и то же в аудитории и на удаленке одними и теми же способами. Очные и дистанционные учебные материалы и виды деятельности учеников не должны повторять, дублировать друг друга. Они должны:
  • выполнять разные информационные и дидактические функции,
  • взаимно дополнять друг друга,
  • выступать условиями или причинами-следствиями друг друга: аудиторная деятельность вытекает, продолжает и развивает самостоятельную или групповую удаленную работу, и наоборот. 
5. В условиях смешанного обучения следует строго распределить (труд) между дистанционными и очными составляющими обучения и/или между отдельными этапами учебного процесса  а) пассивные (репродуктивные, директивные) и б)активные или интерактивные методы обучения, в) закрепление и проверку усвоения. Например, изучение нового материала идет дистанционно, его закрепление и применение очно, творческая проектная работа на подготовительном этапе удаленно, на заключительном - в учебной аудитории и т.п.
6. Смешанное обучение - это не просто формальное физическое чередование удаленных и аудиторных видов деятельности субъектов учебного процесса. В современных условиях СО - это новая парадигма обучения, радикально отличающаяся от исторически сложившегося традиционного обучения и приходящая ему на смену. Суть этой новой парадигмы в состоит в обеспечении предельно здесь-и-сейчас возможной индивидуализации информационного обмена и содержания интеракций между обучающими  (преподаватели, учебники, ЭОР) и теми, кто учится.
6. Как бы ни сложны были изложенные выше положения для реализации на практике, они не фантастичны. Пора уж нам преодолеть рудементарный страх подтрудиться, взяв на себя ответственность,  в пользу страха оказаться на задворках образования в условиях острой конкуренции. Нужно не догонять или перегонять передовиков, а быть лучшими.  Методом последовательного приближения и в несколько итераций в течение от одного года до трех лет практически любое образовательное учреждение может на деле практически полностью реализовать положения данных тезисов. 
Была бы охота.

Комментариев нет:

Отправить комментарий