пятница, 19 июля 2013 г.

Существуют ли чисто информационные электронные курсы?

Время от времени на том или ином ресурсе, лично или в переписке коллеги многократно спрашивали у меня:
  • А почему вы считаете, что не может быть чисто информирующих (другой вариант: информационных) электронных курсов?
  • Почему работники компании (наиболее типично это для банков) не усваивают информации, а количество ошибок (в банках - особенно в бизнес-процессах и продвижении/продажах продуктов) не убывает (практически не убывает, а то и растет), а если и убывает, то не благодаря обучению, а под позитивным  воздействием негативной мотивации?
Ответ на эти оба внешне разные вопроса одинаков: "Да потому, что ваши курсы не обучающие продукты, а информирующие. Нет у обучения функции информировать, зато есть функция объяснять, толковать информацию (Подробнее о педагогических функциях контента см. материалы вебинара "Создаем функциональный контент").

Раз уж с легкой руки ряда наших eL-гуру повелось, что обучать взрослых теть/дядь нужно, как детей малых, на примерах, воспользуюсь их рекомендацией.
Вообразите ситуацию, когда преподаватель, ну, скажем, налогового права, вышел за кафедру и стал читать или  пересказывать Налоговый кодекс. Другой, более продвинутый преподаватель стал бы читать Налоговый кодекс + Комментарии к нему. Многое бы поняли студенты? Думаю, что не много. Если не верите, сами сядьте и почитайте его, или Таможенный или Морской кодекс, хоть с комментариями, хоть без (если вы не юрист). А если юрист, то книгу Р.А.Уилсона "Квантовая психология" (хоть она попроще и с заданиями для самоконтроля).

На то и нужен преподаватель, чтобы доступно переинтерпретировать информацию в учебное знание, а затем и объяснить, растолковать, если угодно, разжевать его - учебное знание - аудитории.

Думаю, что и е-курсы, если они обучающие, а не "творческая" компиляция информации + инфографические, схематические и прочие изобразительные и аудио-визуальные ее украшения также должны реализовывать функцию объяснения материала (информации).

В реализации педагогической функции "объяснить новый материал" есть еще два "побочных" эффекта:
  1. Объяснению нового далеко не всегда помогает иллюстрирование материала. Малюй, не малюй, если не умеешь объяснять с помощью визуального контента, только время и деньги переводишь (простительно, если это деньги заказчика).
  2. Высшей формой учебной интеракции с точки зрения эффективности усвоения материала может считаться интеракция "объясни другому". Сумел объяснить - значит дело сделано. 
Ирония иных ситуаций при создании электронных курсов состоит в том, что создатели контента и себе порой не берут за труд объяснить, зачем именно этот текст или изображения они включают в курс. Предполагая, что информирование суть функция ЭОР, они не всегда отдают себе отчет, а способна ли эта информация быть объяснительной, т.е. воспринимаемой и понимаемой аудиторией. Будь у таких авторов контента компетенция "объяснять информацию", вместо "излагать информацию", качество контента (и обучения) существенно бы выросло. И у eL стало бы гораздо больше приверженцев.

Ну, раз начал сегодня с примеров, примером и закончу:

Как вы думаете? Если бы авторы этого контента (тоже гуру, между прочим) не просто бы излагали информацию, а объясняли бы ее значение и смысл, доносили бы ее дух и букву до аудитории, то и контент бы у них получился более удачным?:



P.S. Прошу прощения у коллектива авторов за нарушение авторских прав. Справедливость они могут восстановить в комментарии.
P.P.S. Я авторов этого контента таким типам знаний не учил, учил таким, да видно, плохо объяснил.
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий