Познакомился с интересным списком компетентностей в украинском среднем образовании (спасибо Юрию Богачкову за наводку).
И задумался: а каким образом при создании электронных курсов и иных ЭОР обеспечить реализацию компетентностного подхода?
Не в смысле формирования компетенций (компетентностей) только посредством предъявления информации, не сугубо через освоение содержания конкретных обучающих продуктов и/или взаимодействия с преподавателем, а "архитектурно", самой логикой, самой плотью и кровью e-learning.
Иными словами, насколько сама природа электронного обучения совместима с реализацией компетентностного подхода к обучению? Способно ли eL поспособствовать результативному формированию компетенций(тностей)?
Первые компетентности в упомянутом списке - социальные:
Социальные: умение делать выбор; умение принимать решения; умение брать ответственность; умение бесконфликтно сосуществовать.
Если считать интерактивность за имманентное, природное, свойство e-learning, то как раз предъявление "электронной" аудитории упражнений, кейсов и заданий, подразумевающих необходимость
Электронное обучение (ЭО) позволяет создавать объемные банки таких интерактивных ситуаций, реализовывать алгоритмы их решения, реализовывать адаптивные индивидуальные траектории обучения, создавать тренажеры (и симуляторы) на "умение делать выбор" и "принимать решения" количественно куда большее, чем можно реализовать в очном обучении.
Более того, подобные перечисленным интерактивности с таким же, а скорее всего, с большим успехом могут применяться при формировании и закреплении профессиональных компетенций, жестких навыков.
Еще одна любопытная группа, особенно для средних школ, компетентностей - предпринимательские.
Предпринимательские: способность организовывать собственную и коллективную предпринимательскую деятельность.
Увы, могу только гадать, как в украинских средних школах их будут формировать практически. (Может быть, кто-то поделится информацией, как это коллеги делают?)
В вузах же и в ссузах (чем старше курс, тем эффективнее), в компаниях, в сфере повышения квалификации, при проведении cMOOC и xMOOC, в группах практики и качества, в проектной деятельности, при выдвижении и защите инноваций и их монетизации целесообразная работа с предпринимательскими компетентностями весьма востребована. Вот здесь как раз потребуется работа в сетевых группах и сообществах, особенно в распределенных географически. Глядишь, со времени сформируется культура продуктивного сетевого взаимодействия, коя у нас, ИМХО, страшно недосформированная.
Думается, что и беглое рассмотрение всего 2-х компетентностей из 9, представленных в цитируемом документе, позволяет вывести следующее резюме:
И задумался: а каким образом при создании электронных курсов и иных ЭОР обеспечить реализацию компетентностного подхода?
Не в смысле формирования компетенций (компетентностей) только посредством предъявления информации, не сугубо через освоение содержания конкретных обучающих продуктов и/или взаимодействия с преподавателем, а "архитектурно", самой логикой, самой плотью и кровью e-learning.
Иными словами, насколько сама природа электронного обучения совместима с реализацией компетентностного подхода к обучению? Способно ли eL поспособствовать результативному формированию компетенций(тностей)?
Первые компетентности в упомянутом списке - социальные:
Социальные: умение делать выбор; умение принимать решения; умение брать ответственность; умение бесконфликтно сосуществовать.
Если считать интерактивность за имманентное, природное, свойство e-learning, то как раз предъявление "электронной" аудитории упражнений, кейсов и заданий, подразумевающих необходимость
- принятия решений, в том числе неоднозначных (как и сама жизнь),
- ответственного выбора в ситуациях неопределенности, рискованных, экспериментальных,
- определения оптимальных стратегий реагирования в ходе разрешения противоречий, в конфликтных ситуациях и т.п.
Электронное обучение (ЭО) позволяет создавать объемные банки таких интерактивных ситуаций, реализовывать алгоритмы их решения, реализовывать адаптивные индивидуальные траектории обучения, создавать тренажеры (и симуляторы) на "умение делать выбор" и "принимать решения" количественно куда большее, чем можно реализовать в очном обучении.
Сейчас как раз обсуждаем с коллегами-математиками возможность применения математических моделей при создании электронных тренингов и банков кейсов для формирования soft skills.
Более того, подобные перечисленным интерактивности с таким же, а скорее всего, с большим успехом могут применяться при формировании и закреплении профессиональных компетенций, жестких навыков.
Еще одна любопытная группа, особенно для средних школ, компетентностей - предпринимательские.
Предпринимательские: способность организовывать собственную и коллективную предпринимательскую деятельность.
Увы, могу только гадать, как в украинских средних школах их будут формировать практически. (Может быть, кто-то поделится информацией, как это коллеги делают?)
В вузах же и в ссузах (чем старше курс, тем эффективнее), в компаниях, в сфере повышения квалификации, при проведении cMOOC и xMOOC, в группах практики и качества, в проектной деятельности, при выдвижении и защите инноваций и их монетизации целесообразная работа с предпринимательскими компетентностями весьма востребована. Вот здесь как раз потребуется работа в сетевых группах и сообществах, особенно в распределенных географически. Глядишь, со времени сформируется культура продуктивного сетевого взаимодействия, коя у нас, ИМХО, страшно недосформированная.
Думается, что и беглое рассмотрение всего 2-х компетентностей из 9, представленных в цитируемом документе, позволяет вывести следующее резюме:
- Специфика электронного обучения предоставляют возможность формирования ряда компетентностей и умений (умение делать выбор; принимать решения; брать ответственность; бесконфликтно сосуществовать и др.) куда в большем объеме и более эффективно, более многократно и индивидуализированно, чем очное.
- Формирование общенческих, тех же социальных и массы других компетентностей и компетенций может происходить за счет введения правил продуктивного сетевого взаимодействия участников учебного процесса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий