Познакомился с довольно обстоятельным обзором хьютагогики (heutagogy). (Со страхом употребляю это слово, боясь, что может оно стать очередной писаной торбой для наших еL-инноваторов).
В материале (на основании ряда солидных источников) представлено интересное соотношение феноменов "компетенция" и "способность":
Компетенция | Способность |
Доказанная способность в приобретении знаний и навыков. Когда учащиеся компетентны, они демонстрируют приобретение знаний и навыков; навыки могут быть повторены и знания получены/восстановлены. | Уверенность в собственной компетентности и, как результат, возможность действовать в знакомых, незнакомых и меняющихся обстоятельствах. Когда учащиеся способны, они имеют возможность принимать надлежащие и эффективные меры, чтобы формулировать и решать задачи как в знакомых, так в незнакомых или меняющихся обстоятельствах |
Способным (рискну употребить словечко «оспособленным») людям свойственны следующие черты:
- знание, как учиться и постоянно размышлять над процессом обучения, эффективно к нему адаптируясь;
- умение работать в команде, взаимодействовать с другими людьми и быть открытыми к общению;
- творческое применение компетенций, особенно в новых и незнакомых ситуациях, гибкость;
- ориентация на позитивные ценности.
Не определился пока, как к подобной позиции и к предложенному различительному основанию относиться, но сам заход на внятное отграничение компетенций и способностей (пусть и для взрослой целевой аудитории) может оказаться продуктивным. По крайней мере, в контексте хьютагогики и даже коннективизма и xMOOC в системе повышения квалификации такой подход представляется вполне логичным.
Посты на сходную тему:
Комментариев нет:
Отправить комментарий