Чем чаще обсуждаем с коллегами тему о специфике текстового контента, особенно для требующих большого иллюстрирования курсов, не говоря уже об использовании другой мультмедии, тем чаще ловлю себя на том, что все труднее говорить о текстовом (письменном) контенте в отрыве от прочих его форм.
Разной природы мультимедиа на одном экране дает эффект эмерджентности. Полагаю, что и переход со слайда (экрана) на слайд также может давать системные эффекты, когда сумма значений или смыслов автономных слайдов больше, чем значения и смысли каждого из них порознь. (Еще один аргумент в пользу того, что учебные интеракции правомерно относить к мультимедиа.)
Подтверждение этой мысли нашел и у приверженцев дискурсивного подхода, и, следовательно, у социальных конструктивистов и коннективистов: они прямо употребляют выражение: мультимедийные дискурсы.
Дискурс (постмодернистская интерпретация) - характеристика ментальности, которая выражается в тексте и/или в других знаковых, образных системах, обладает связанностью и целостностью и погружена в социокультурные, социально-психологические и др. контексты, в жизнь носителей ментальности.
Однако в теориях дискурса, дискурс-анализе, активно исследующих проблемы власти, политическоего, социального и масс-медиа влияния и т.п. с мультимедийностью ассоциируются не самые позитивные вещи:
"С развитием масс-медийных технологий и массовых коммуникаций дискурсы становятся все более медиатизированными. Мультимедийные дискурсы в силу своей синтетической аудивизуальной природы несут в себе мощный эмоциональный заряд, который вовлекает в коммуникацию чувственные и иррациональные компоненты сознания, к тому же, оказывает скрытое воздействие на подсознание, что создает благоприятные условия для реализации манипулятивных стратегий. Вот почему синтез зрелища и музыки, т.е. аудиовизуальность, в наше время все чаще становится атрибутом не только массовой культуры, но и политики". (О.Ф.Русакова, А.Е.Спасский. Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ. Екатеринбург, 2006)
Примеры реализации манипулятивной стратегии с использованием мультимедиа в еL неоднократно приводил ранее (Например).
Процитированное и сказанное вовсе не означает, что мультимедийность нужно изгонять из е-learning. Глупее трудно что-либо себе вообразить!
IMHO, задача в другом:
очистить е-learning (дискурс мультимедийного обучения) от воплощения в нем манипулятивных стратегий. И решение этой задачи на практике будет состоять в овладении мультимедийными дискурсами в процессах 1. создания учебного контента и 2. образовательной коммуникации в ходе обучения.
Разной природы мультимедиа на одном экране дает эффект эмерджентности. Полагаю, что и переход со слайда (экрана) на слайд также может давать системные эффекты, когда сумма значений или смыслов автономных слайдов больше, чем значения и смысли каждого из них порознь. (Еще один аргумент в пользу того, что учебные интеракции правомерно относить к мультимедиа.)
Подтверждение этой мысли нашел и у приверженцев дискурсивного подхода, и, следовательно, у социальных конструктивистов и коннективистов: они прямо употребляют выражение: мультимедийные дискурсы.
Дискурс (постмодернистская интерпретация) - характеристика ментальности, которая выражается в тексте и/или в других знаковых, образных системах, обладает связанностью и целостностью и погружена в социокультурные, социально-психологические и др. контексты, в жизнь носителей ментальности.
Однако в теориях дискурса, дискурс-анализе, активно исследующих проблемы власти, политическоего, социального и масс-медиа влияния и т.п. с мультимедийностью ассоциируются не самые позитивные вещи:
"С развитием масс-медийных технологий и массовых коммуникаций дискурсы становятся все более медиатизированными. Мультимедийные дискурсы в силу своей синтетической аудивизуальной природы несут в себе мощный эмоциональный заряд, который вовлекает в коммуникацию чувственные и иррациональные компоненты сознания, к тому же, оказывает скрытое воздействие на подсознание, что создает благоприятные условия для реализации манипулятивных стратегий. Вот почему синтез зрелища и музыки, т.е. аудиовизуальность, в наше время все чаще становится атрибутом не только массовой культуры, но и политики". (О.Ф.Русакова, А.Е.Спасский. Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ. Екатеринбург, 2006)
Примеры реализации манипулятивной стратегии с использованием мультимедиа в еL неоднократно приводил ранее (Например).
Процитированное и сказанное вовсе не означает, что мультимедийность нужно изгонять из е-learning. Глупее трудно что-либо себе вообразить!
IMHO, задача в другом:
очистить е-learning (дискурс мультимедийного обучения) от воплощения в нем манипулятивных стратегий. И решение этой задачи на практике будет состоять в овладении мультимедийными дискурсами в процессах 1. создания учебного контента и 2. образовательной коммуникации в ходе обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий