Реферативный обзор статьи Р. Райзера «История учебного дизайна и
технологии»
Продолжение (см. начало)
Сегодня речь пойдет о фрагменте из 2-й части статьи, озаглавленной «История педагогического дизайна».
(Robert A. Reiser. History of Instructional Design and Technology: Part I: A History of Instructional Media. - Educational Technology Research and Development, Vol. 49, No. 2 (2001), pp. 57-60).
Согласно
Райзеру, педдизайн включает в себя шесть категорий деятельности (методов): анализ,
проектирование, разработку, претворение в жизнь, оценку + управление этими
процессами. Благодаря этим методам (деятельностям) увязываются научные
исследование и теории с тем, насколько значительное влияние они оказывают на практику.
В самой же практике Райзером выделяются два ее подвида, оба из которых на
протяжении многих лет составляют ее ядро:
а) использование технических и визуальных средств (media)
в обучении,
б) использование систематических процедур проектирования
учебного процесса (то есть, собственно педагогического дизайна).
Такое подразделение, по мнению автора, является естественным, поскольку с
исторической точки зрения большинство практик, связанных с различными средствами
обучения (media), произошли и развивались независимо от самого педагогического
дизайна как такового. (см.: http://vnaumov.blogspot.com/2018/08/blog-post_8.html)
Самим же педдизайном /и как теорией, и на практике/ за годы его существования
были разработаны многообразные модели дидактического проектирования, включающие
в себя анализ учебных проблем, а также проектирование, спецификацию процессов, сам процесс обучения и оценку учебных
процедур и материалов.
Как же возник педагогический дизайн?
Истоки педдизайна: Вторая мировая
война
Начало учебному проектированию было положено в годы войны. В это время большое
количество психологов и педагогов, которые имели подготовку и опыт проведения экспериментальных изысканий, были назначены проводить
исследования и развивать обучение, в том числе и разрабатывать учебные
материалы для военнослужащих. Такие ученые (в числе Роберт Ганье, Лесли Бриггс,
Джон Фланаган) оказали значительное влияние на определение характеристик учебных материалов и самого
процесса обучения на основе поведенческого (бихевиоризм) подхода. Они использовали и известные психологические
методы, и сами создавали новые, чтобы определять необходимые навыки обучаемых,
благодаря которым те наиболее успешно смогут пройти необходимую подготовку и
действовать на практике. Такое навыки детально описывались и диагностировалась
способность обучаемых к овладению определенной деятельностью. В результате, к
примеру, удалось существенно улучшить отбор и подготовку военных летчиков,
снизить число погибших пилотов.
Сразу после войны многие психологи, добившиеся успехов в программах военной
подготовки, продолжили работать в сфере обучения. В США были созданы соответствующие
исследовательские организации.
В конце 40-х и на протяжении 50-х годов, психологи, работая в таких
организациях, начали рассматривать обучение как систему и разработали ряд инновационных процедур анализа,
проектирования и оценки обучения. Например, Роберт Б. Миллер разработал
методику детального анализа учебных задач. Его работа и труды других пионеров в области учебного
дизайна обобщается в работе
под редаккцией Р.М.
Ганье «Psychological
principles in system development» (1962).
В те
годы сложилась первая из моделей педагогического дизайна – системный подход в
обучении. Эта модель, возникшая впервые в США, активно используется и сейчас
наряду с иными. Сегодня она особенно востребована в контексте создания
интеллектуальных обучающих систем, больших данных, глубинного и машинного
обучения.
Механизмы программированного
обучения
Важным фактором и этапом в развитии системного подхода к обучению стало
движение программированного обучения. В 1954 году статья Б. Ф. Скиннера под
названием "Наука об обучении и искусство преподавания", начала то,
что можно назвать малой революцией в области образования.
В этой и более поздних работах Скиннер изложил свои идеи относительно
требований к повышению уровня обучения и желаемых характеристик эффективных
учебных материалов. Такие материалы, называемые программированными, должны обеспечивать
освоение знаний небольшими шагами (порциями), требовать открытых ответов на
частые вопросы, обеспечивать немедленную обратную связь и позволять учащемуся
самостоятельно определять траекторию обучения. Кроме того, поскольку каждый шаг
был небольшим, считалось, что учащиеся будут в основном правильно отвечать на вопросы и, таким
образом, будут получать положительное подкрепление с помощью позитивной
обратной связи.
Подход Скиннера и его коллег продемонстрировал эмпирический подход к
решению учебных проблем: были собраны
данные об эффективности материалов, выявлены недостатки в обучении, а неудачные
материалы были соответствующим образом пересмотрены.
Скиннером
были также предложены так называемые формирующие (обучающие) задания и тесты. Процесс
разработки программированных материалов включал многие шаги, позволил
обнаружить и формализовать – сделать явными ¾ многие
интуитивные неосознаваемые процессы преподавания.
Анализируя и разбивая контент на конкретные поведенческие цели, разрабатывая
необходимые шаги для их достижения, устанавливая процедуры для опробования и
пересмотра шагов и проверки контента и заданий на предмет их соответствия
достижению целей, программированное обучение преуспело в создании компактной,
но эффективной технологии обучения, способной обеспечить эффективную
самостоятельную работу обучающегося.
Пропаганда поведенческих целей
В 40-50 гг. пришло понимание, что разработчики учебных материалов часто начинают с определения конкретных целей,
которые, как ожидается, будут достигнуты учащимися, использующими эти
материалы. В начале 1960-х гг. Роберт
Магер, признавая необходимость обучения педагогов написанию целей, предложил
описывать учебные цели, определяя:
- желаемое поведения учащегося,
- условия, при которых поведение должно быть выполнено,
- стандарты (критерии), по которым поведение должно быть оценено.
Многие современные приверженцы педдизайна в США и сейчас выступают за подготовку целей, которые
содержат эти три элемента.
В 1950-х годах поведенческие цели получили еще один импульс, когда
Бенджамин Блум и его коллеги опубликовали Таксономию образовательных целей. Они
указали, что
- в когнитивной (интеллектуальной) области существуют различные типы результатов обучения,
- цели могут быть классифицированы в зависимости от типа поведения учащегося, описанного этой целью,
- существует иерархическая связь между различными типами результатов (целей).
Продолжение следует
А можно ли где - то посмотреть оригинал статьи?
ОтветитьУдалитьRobert A. Reiser. History of Instructional Design and Technology: Part I: A History of Instructional Media. - Educational Technology Research and Development, Vol. 49, No. 2 (2001), pp. 57-60).
ОтветитьУдалить