Решил перепечатать свой давнишний пост, который был написан более 10 лет тому в годы моего сотрудничества в компании WebSoft. Думается, актуальность публикации, которая тогда казалась (и не только мне), слишком смелой, не убавилась, а только возросла. Теперь кое-что изложил бы чуть иначе, да из "истории" слова не выкинешь:
Важнейшим педагогическим элементом корпоративного электронного обучения выступает, по-видимому, средство обучения (СО). Поскольку ДО не предполагает непосредственного участия человека–преподавателя в работе со знанием (на то оно и дистанционное), учебным средствам e-learning необходимо взять на себя наставническую функцию. К сожалению, большая часть исследований, посвященных разработке средств обучения (электронных учебников и тренажеров, имитаторов и симуляторов и др.) касается обычно формальной стороны дела и сводится к анализу композиционных требований к тексту и описанию номенклатуры дидактических элементов, сопровождающих пособия. Собственно содержательные аспекты, а именно, механизмы организации учебного знания обычно остаются детально не проработанными, а наиболее удачные находки в этой области объявляются охраняемой интеллектуальной собственностью и остаются неизвестными широкому кругу заинтересованных лиц.
Организация учебного знания
Важнейшим педагогическим элементом корпоративного электронного обучения выступает, по-видимому, средство обучения (СО). Поскольку ДО не предполагает непосредственного участия человека–преподавателя в работе со знанием (на то оно и дистанционное), учебным средствам e-learning необходимо взять на себя наставническую функцию. К сожалению, большая часть исследований, посвященных разработке средств обучения (электронных учебников и тренажеров, имитаторов и симуляторов и др.) касается обычно формальной стороны дела и сводится к анализу композиционных требований к тексту и описанию номенклатуры дидактических элементов, сопровождающих пособия. Собственно содержательные аспекты, а именно, механизмы организации учебного знания обычно остаются детально не проработанными, а наиболее удачные находки в этой области объявляются охраняемой интеллектуальной собственностью и остаются неизвестными широкому кругу заинтересованных лиц.
На наш взгляд, наиболее оптимальной для создания СО представляется транслингвистическая парадигма, концептуальные основы которой были заложены М.М. Бахтиным. В соответствии с ней при создании СО нужно учитывать важнейшие его характеристики: авторство, адресность, вопросность, ответность.
Требование авторства подразумевает, что автор (составитель) контента (во всем многообразии последнего) должен придерживаться в процессе организации знаний определенной позиции. Обучаемый должен знать, кто с ним говорит устами электронного СО, от имени какой инстанции ему предлагаются знания (от более опытного коллеги, от имени науки, от имени менеджмента и т.п.). Контент так же может быть харизматичен, как и настоящий преподаватель.
Адресность предполагает, что создатель учебного контента ориентируется на определенную аудиторию, ради которой создается СО. Адресовано ли оно продавцам всего земного шара оптом или конкретной организации, конкретного продукта? Похоже, второе предпочительнее. Во многом успех продуктов компании «МедиуМ», к примеру, посвященных продажам, марчендайзингу, мотивации связан с реализацией именно требования адресности.
Требование ответности подразумевает, что СО отвечает на вопросы, интересующие обучаемых, а не того, кто их обучает. Таким образом обеспечивается неподдельный интерес персонала к обучению. «Искусство» СО отвечать на вопросы, которые реально или потенциально актуальны для сотрудников, обеспечит успех и эффективность любого СО. Именно параметр ответности был в свое время положен нами в основу создания электронной игры-симулятора, посвященной формированию у персонала телекоммуникационной компании инициативности, креативности, и ответственности за свои инициативы.
Вопросность вовсе не означает, что СО предъявляет обучаемому некие наборы вопросов. За это «ответственен» параметр ответности. Вопросность — это способность средства обучения порождать у обучаемых новые, свои собственные вопросы и искать ответы на них либо в содержании электронного СО, либо у тьютора, либо самостоятельно.
Реализация в контенте СО всех этих требований позволяет «наводить мосты» между автором и обучаемым, способствует позитивному восприятию и пониманию курса его адресатом.
Одним из средств реализации названных требований к контенту средств ДО являются риторические топики — совокупность специальных вопросов, последовательные ответы на которые ведут к необходимому образовательному результату.
В качестве иллюстрации приведем два образца топиков. Один из них создан еще в античные времена, другой разработан американским исследователем Р.Л. Ларсоном. Оба топика касаются описания отдельных событий или частей развивающихся процессов.
Античный топик1. Что это за событие?
2. Где произошло событие?
3. Когда произошло событие?
4. Как произошло событие?
5. Почему произошло событие?
Топик Р.Л. Ларсона (в значительном сокращении)
1. Кто (что) конкретно сделал?
2. Когда конкретно сделал?
3. Где сделал?
4. Как конкретно сделал?
5. Зачем конкретно сделал?
6. Кому (чему?) конкретно сделал?
7. Каковы обстоятельства (контекст) совершенного?
8. С чем сходно событие?
9. Каковы причины события?
10. Каковы последствия события?
Как можно квалифицировать данное событие?
11. Из какого источника стало известно о событии?
12. Надежен ли этот источник? На каких принципах устанавливается его надежность?
13. Можно ли (было бы) изменить течение события?
14. Можно ли было избежать события?
15. С какими другими событиями связано данное событие?
16. Как обнаруживается связь данного события с иными?
17. К какому роду событий может быть отнесено данное и на каком основании?
Хотите проверить эффективность топика? — Постарайтесь с его помощью описать следующие события:
· Повышение сотрудника N. в должности.
· Невыход сотрудника M. на работу.
· Жалоба клиента.
· Конфликт между … и … (впишите нужное)
· …
Существуют различные топики для описания различных объектов. В качество таковых могут выступать статичные предметы, завершенные события, незавершенные события (или их группы), абстрактные понятия или физические процессы, своиства объектов и отношения между ними и др.
Образовательный смысл топиков состоит в том, что они образуют фреймы (рамки), в границах которых осуществляется учебная коммуникация. Дидактический топик — это «каркас», на котором создается «здание» контента. Внутри этого «каркаса», образующего общую для автора и студента смысловую сферу, заключается содержание учебной дисциплины. Будучи сами нормирующим средством, топики, как это ни парадоксально, тем не менее призваны разрушать стереотипы узкопрофессионального сознания тренерского и преподавательского корпуса.
Топики при этом не клише, матрицы или шаблоны, по которым создаются СО, а модели организации контента. Топик — это не контент, он не подменяют собой содержание учебной дисциплины, а инструмент, с помощью которого создаются учебные средства, касающиеся той или иной предметной области.
По сути, любая отрасль знания, любая специальность имеет свой свой набор топиков, которыми руководствуется тот или иной специалист в своей профессиональной деятельности. Одно дело - топики в сфере устоявшегося знания (например, топики диагностики простуды или переломов в медицине; нетрудно, кстати обнаружить, что они не заменяют друг друга), другое - когда речь идет о решении творческих задач - проблемных вопросов, доказательстве или опровержении гипотез и т.п. Здесь существуют своя топика (в североамериканской научной традиции ее именуют риторической эвристикой), которая ориентируется на порождение новых. Использование эвристических топиков, на наш взгляд, также может найти широкое применение в корпоративном образовании, прежде всего для развития творческого потенциала сотрудников. Таким образом, топические подходы могут использоваться для организации как репродуктивной, так и продуктивной деятельности всех субъектов корпоративного образования. Кроме того, высокий уровень формализации топиков позволяет автоматизировать (пусть пока и не в полной мере) процесс создания учебного контента.
Требование авторства подразумевает, что автор (составитель) контента (во всем многообразии последнего) должен придерживаться в процессе организации знаний определенной позиции. Обучаемый должен знать, кто с ним говорит устами электронного СО, от имени какой инстанции ему предлагаются знания (от более опытного коллеги, от имени науки, от имени менеджмента и т.п.). Контент так же может быть харизматичен, как и настоящий преподаватель.
Адресность предполагает, что создатель учебного контента ориентируется на определенную аудиторию, ради которой создается СО. Адресовано ли оно продавцам всего земного шара оптом или конкретной организации, конкретного продукта? Похоже, второе предпочительнее. Во многом успех продуктов компании «МедиуМ», к примеру, посвященных продажам, марчендайзингу, мотивации связан с реализацией именно требования адресности.
Требование ответности подразумевает, что СО отвечает на вопросы, интересующие обучаемых, а не того, кто их обучает. Таким образом обеспечивается неподдельный интерес персонала к обучению. «Искусство» СО отвечать на вопросы, которые реально или потенциально актуальны для сотрудников, обеспечит успех и эффективность любого СО. Именно параметр ответности был в свое время положен нами в основу создания электронной игры-симулятора, посвященной формированию у персонала телекоммуникационной компании инициативности, креативности, и ответственности за свои инициативы.
Вопросность вовсе не означает, что СО предъявляет обучаемому некие наборы вопросов. За это «ответственен» параметр ответности. Вопросность — это способность средства обучения порождать у обучаемых новые, свои собственные вопросы и искать ответы на них либо в содержании электронного СО, либо у тьютора, либо самостоятельно.
Реализация в контенте СО всех этих требований позволяет «наводить мосты» между автором и обучаемым, способствует позитивному восприятию и пониманию курса его адресатом.
Одним из средств реализации названных требований к контенту средств ДО являются риторические топики — совокупность специальных вопросов, последовательные ответы на которые ведут к необходимому образовательному результату.
В качестве иллюстрации приведем два образца топиков. Один из них создан еще в античные времена, другой разработан американским исследователем Р.Л. Ларсоном. Оба топика касаются описания отдельных событий или частей развивающихся процессов.
Античный топик1. Что это за событие?
2. Где произошло событие?
3. Когда произошло событие?
4. Как произошло событие?
5. Почему произошло событие?
Топик Р.Л. Ларсона (в значительном сокращении)
1. Кто (что) конкретно сделал?
2. Когда конкретно сделал?
3. Где сделал?
4. Как конкретно сделал?
5. Зачем конкретно сделал?
6. Кому (чему?) конкретно сделал?
7. Каковы обстоятельства (контекст) совершенного?
8. С чем сходно событие?
9. Каковы причины события?
10. Каковы последствия события?
Как можно квалифицировать данное событие?
11. Из какого источника стало известно о событии?
12. Надежен ли этот источник? На каких принципах устанавливается его надежность?
13. Можно ли (было бы) изменить течение события?
14. Можно ли было избежать события?
15. С какими другими событиями связано данное событие?
16. Как обнаруживается связь данного события с иными?
17. К какому роду событий может быть отнесено данное и на каком основании?
Хотите проверить эффективность топика? — Постарайтесь с его помощью описать следующие события:
· Повышение сотрудника N. в должности.
· Невыход сотрудника M. на работу.
· Жалоба клиента.
· Конфликт между … и … (впишите нужное)
· …
Существуют различные топики для описания различных объектов. В качество таковых могут выступать статичные предметы, завершенные события, незавершенные события (или их группы), абстрактные понятия или физические процессы, своиства объектов и отношения между ними и др.
Образовательный смысл топиков состоит в том, что они образуют фреймы (рамки), в границах которых осуществляется учебная коммуникация. Дидактический топик — это «каркас», на котором создается «здание» контента. Внутри этого «каркаса», образующего общую для автора и студента смысловую сферу, заключается содержание учебной дисциплины. Будучи сами нормирующим средством, топики, как это ни парадоксально, тем не менее призваны разрушать стереотипы узкопрофессионального сознания тренерского и преподавательского корпуса.
Топики при этом не клише, матрицы или шаблоны, по которым создаются СО, а модели организации контента. Топик — это не контент, он не подменяют собой содержание учебной дисциплины, а инструмент, с помощью которого создаются учебные средства, касающиеся той или иной предметной области.
По сути, любая отрасль знания, любая специальность имеет свой свой набор топиков, которыми руководствуется тот или иной специалист в своей профессиональной деятельности. Одно дело - топики в сфере устоявшегося знания (например, топики диагностики простуды или переломов в медицине; нетрудно, кстати обнаружить, что они не заменяют друг друга), другое - когда речь идет о решении творческих задач - проблемных вопросов, доказательстве или опровержении гипотез и т.п. Здесь существуют своя топика (в североамериканской научной традиции ее именуют риторической эвристикой), которая ориентируется на порождение новых. Использование эвристических топиков, на наш взгляд, также может найти широкое применение в корпоративном образовании, прежде всего для развития творческого потенциала сотрудников. Таким образом, топические подходы могут использоваться для организации как репродуктивной, так и продуктивной деятельности всех субъектов корпоративного образования. Кроме того, высокий уровень формализации топиков позволяет автоматизировать (пусть пока и не в полной мере) процесс создания учебного контента.
В учебных центрах, осуществляющих подготовку персонала, на основе коммуникативно-диалогического подхода могут быть разработаны стандарты организации, структурирования учебной информации с помощью топических процедур. Это позволит создавать методологически выверенные, высококачественные средства электронного обучения.
* * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий