Приведу в сжатом тезисном изложении статью известного специалиста по
педдизайну, профессора систем обучения университета
штата Флорида Роберта А. Райзера
Р. Райзер
рассказывает об истории средств обучения и их влиянии на учебный (педагогический)
дизайн и технологии обучения на протяжении всего ХХ века на примере США (Robert A. Reiser. History of Instructional Design and
Technology: Part I: A History of Instructional Media. - Educational Technology Research and
Development, Vol. 49, No. 1 (2001), pp. 53-64).
По мнению Райзера, педагогический дизайн и средства обучения – это две
разные сущности, которые развиваются независимо друг от друга. Сам Райзер, в
соавторстве с Робертом Ганье, определил средство обучения «как любой физический
объект, с помощью которого учащиеся получают образование» (Reiser, R.A., &; Gagne, R.M.
(1983). Selecting media for instruction. Englewood Cliffs, NJ: Educational Technology). В соответствии с этим определением каждое материальное
средство обучения, от живого преподавателя до учебника, компьютера и т.д.,
будет классифицироваться как учебное средство. В широком образовательном
сообществе эта точка зрения не возобладала и в Штатах. Поэтому предметом исследования
в статье являются материальные объекты и технические средства обучения, с
помощью которых учащиеся имеют возможность учиться, исключая учителя, классную доску
и учебник. Однако эти «исключения» по сей день являются самыми эффективными
средствами обучения, потенциал которых ускользает от внимания апологетов
мультимедиа.
Согласно Райзеру, начало масштабному использование средств обучения (media) в образовательных
целях в США было положено в начале ХХ в. с возникновения и развития школьных
музеев, где размещались экспонаты – разного рода наглядные материалы. Аналог
современного медиацентра. Размещенные в музеях материалы рассматривались как
дополнительные. Автор не без иронии замечает, что на протяжении последних 100
лет этот ранний взгляд на роль средств обучения оставался преобладающим в
образовательном сообществе в целом. «В течение этого периода времени
большинство педагогов рассматривали средства обучения как дополнительные
средства представления информации. Напротив, учителя и учебники в целом
рассматриваются в качестве основных средств обучения, и учителям, как правило,
предоставляется право решать, какие другие учебные средства они будут
использовать». Не только у нас, но и в Штатах до сих доминирует эта точка
зрения, несмотря на то, что педдизайн «настаивает»:
- преподающие должны рассматриваться на равных основаниях со средствами обучения (медиа) как одни один из многих возможных способов предоставления обучения;
- преподающим не должны быть даны исключительные полномочия для решения, какие учебные средства будут задействованы в аудиториях (и в Сети).
Далее Райзер рассказывает, какие революционные надежды возлагались на учебные
фильмы и анимацию, а также радио. В Соединенных Штатах, первый каталог учебных
фильмов был опубликован в 1910 году. В 1913 году Томас Эдисон провозгласил:
"книги в школах скоро устареют ... С помощью кинофильмов можно обучить любой
области человеческих знаний. Наша школьная система будет полностью изменена в
ближайшие десять лет".
Во время 2-й мировой войны учебные фильмы, комплекты слайдов, иная аудио и
видео учебная информация принесли США колоссальную пользу при обучении военных
и гражданских лиц, занятых в промышленности. Однако послевоенные исследования
эффективности аудиовизуальных средств обучения показали: аудитория учится одинаково
хорошо независимо от средств предъявления знаний. Ожидания оказались преувеличенными.
Не меньше (если не больше) надежд
возлагалось и на учебное телевидение. Результат оказался куда более скромным,
чем от учебного видео. В 1967 году комиссия Карнеги по образовательному
телевидению пришла к выводу, что:
Роль, которую играет в формальном образовании учебное
телевидение, в целом невелика ... на практике не было реализовано ничего, что
подходило бы к истинному потенциалу учебного телевидения... Исчезновение учебного
телевидения не вызвало бы в системе образования существенных изменений.
Затем появились компьютеры. В 1984 году Сеймур Пейперт сказал, что компьютер
будет "катализатором очень глубоких и радикальных изменений в системе
образования". Увы, и к моменту написания статьи Райзера (2001) такого рывка
не случилось.
В большинстве случаев использование компьютеров является далеко не
новаторским. В начальных школах учителя сообщили, что компьютеры используются
главным образом для обучения и практики, а в средних школах, согласно
сообщениям, компьютеры используются главным образом для обучения компьютерным
навыкам, таким, как обработка текстов.
Как это имело место на протяжении всей истории средств обучения (медиа),
более широкое присутствие технологии в школах различного типа не обязательно
означает более широкое использование этой технологии в собственно учебных
целях. Этим занимается педагогический дизайн и построенные на его основе технологии
обучения, которые включают в себя анализ проблем обучения и производительности
работников, а также проектирование, разработку, внедрение, оценку и управление
учебными и внеучебными процессами и ресурсами, предназначенными для улучшения
обучения и производительности в различных организациях, особенно в учебных
заведениях и на рабочем месте. И здесь есть куда, по мнению Райзера, приложить
возможности компьютеров. Но об этом – в обзоре второй части статьи Роберта Райзера. на практике же освоить грамотное применение мультимедиа в электронных курсах можно здесь.
Продолжение
Комментариев нет:
Отправить комментарий