понедельник, 17 июня 2019 г.

Почему инновации и реформы снижают качество обучения

В педагогической среде, как и вообще в общественном сознании, широко распространено мнение,  что советское образование было если не самым лучшим, то одним из наиболее эффективных в мире.  Мы также склонны разделять эту точку зрения.  Современное же образование якобы существенно уступает советскому,   перманентные реформы и  чехардоподобная смена образовательных стандартов на постсоветском, преимущественно СНГовском, пространстве стали источником и причиной снижения качества работы учреждений образования всех уровней, разве что кроме дошкольных.
При этом та же педагогическая общественность и общественное мнение, родители активно выступают за внедрение все более демократичных, гуманистических, человекосообразных:  развивающих, поисковых, проектных, проблемных, конструктивистский и даже либеральных методов обучения.  
Многие ли из нас задумывались о том,  каким образом многочисленные инновационные методы (+ все нарастающее использование информационно-компьютерных решений)  не лучшим образом повлияли на качество обучения. Быть может то, что мы понимаем под личностноориентированным, студент-центрированным,  компетентностным, открытым,  эвристическим, практико-ориентированным и т.д. обучением как раз и является причиной снижения  количественных и качественных характеристик обученности выпускников? Особенно профессиональных качеств выпускников педагогических факультетов. 
Освобождаясь от преимущественно репродуктивных, директивных подходов к обучению, свойственных некогда “лучшей в мире” школе в пользу более свободных, не нанесли ли мы и не продолжаем ли наносить урон качеству обучения? Даже, о ужас, на уровне госстандартов,  государственных политик образования и идеологии!


Подобная проблема имеет место и на Западе. Однако тамошние исследователи дидактических проблем не спешат выходить за границы дидактики и рассматривают подобное явление в несколько иных и более “спокойных”, безоценочных терминах вместо  наших “гуманистический”, “человекосообразый”, «инновационный», "компетентностный" или “личностно-ориентированный”.
Вот «ихние» термины:
Минимальное руководство (управление ) - minimal guidance -  обучением
Прямое руководство (управление) - direct guidance -  обучением.
Сторонники первого - минимально управляемого -  придерживаются позиции, что люди лучше  учатся в неуправляемой, не(до)определенной  или минимально управляемой среде, в которой вместо предоставления готовой необходимой информации учащиеся должны находить, (пере)открывать или конструировать нужные знания для себя сами, в коллаборации и при минимальном воздействии преподающего.  
Апологеты прямого управления обучением придерживаются позиции, согласно которой предоставление  ученикам информации и алгоритмов действий должны целиком и полностью предоставляться преподающими и средствами обучения и корректироваться ими в ходе отработки знаний учащимися. При этом полностью объясняется концепции и процедуры, которые требуются изучить, а также поддерживаются и управляются те способы учения, которые совместимы с  природой естественных мыслительных (когнитивных) процессов ученика, а не только с поисковыми, коммуникативными, креативными, мотивационными (включая “вовлекалочки”) процессами и т.п. в искусственно созданных контекстах
 Какой позиции придерживаемся мы? Никакой и обеих сразу, так как:

1.      Оба типа руководства обучением должны быть, на наш взгляд, реализованы в обучении. При изучении нового материалы целесообразнее действовать в рамках   прямого руководства. Затем переходить к минимально управляемым решениям. При закреплении и отработке заранее хорошо изученного и повышении (реальной) квалификации уместно  minimal guidance.
2.    На самом деле, минимально управляемые методы требует куда более четкого и жесткого управления, нежели direct guidance. Об этом мы много рассказываем здесь.
3.      Для каждой целевой аудитории и даже для отдельных учащихся баланс методов прямого и   минимального управления учением должен быть свой. Каждый учащийся владеет собственными стратегиями поиска, решения проблем, креативности, общения, удовлетворения мотивов и др. вне зависимости от того, какие методы обучения использует его образовательное учреждение. Это же относится к учителям, преподавателям, тренерам, тьюторам.
Думается, именно дисбаланс методов прямого и минимального управления обучением и учением является той причиной и той проблемой, которая вызвала снижение качества образования и обучения после развала СССР. Прежде всего, неверно осмысленных и чрезмерно переоцененных методов минимально управляемого обучения.
Продолжение следует

*  *  *  *  * 
http://vnaumov.tilda.ws/system-2019

Комментариев нет:

Отправить комментарий